Кстовчане Культура

Искусство не имеет границ

Кстовская художница, руководитель творческой студии «Палитра» в учебном центре «Интеллект» Ульяна Бойчук заняла первое место на муниципальном этапе Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям!». О своем творческом пути и преподавательских буднях Ульяна Евгеньевна рассказала «Маяку».

«Художницей я мечтала быть с самого детства, – рассказывает педагог. – Наверное, потому что больше так сильно ничего меня не увлекало. Но честно скажу, развиваться в этом направлении мне было непросто. Дело в том, что я родом из поселка Волжского, где нет художественной школы, а у родителей тогда не было возможности возить меня на занятия в город.

Однако для меня было большой удачей то, что в нашем поселке жили художники – Софья Константиновна Макарова и Михаил Аркадьевич Шуварин. Софья Константиновна – выпускница Семёновского индустриально-художественного техникума, специализировалась на хохломской росписи, а Михаил Аркадьевич – самобытный художник, работавший под началом ученика самого Ильи Репина! Живя близко с такими людьми, видя их работу и любовь к творчеству, я стойко определилась стать художником. Помню, как по окончании мной 9-го класса Софья Константиновна посоветовала маме обратиться к Анатолию Николаевичу Разину. Анатолий Николаевич преподавал в центре народной культуры «Берегиня», и именно у него я продолжила учиться и готовиться к поступлению в художественный вуз. Анатолий Николаевич был талантливым художником и педагогом. Мне вообще повезло с преподавателями. Вот, казалось бы, ну не у этого училась бы, есть и другие, а нет, преподаватель – это на вес золота, одного другим невозможно заменить, каждый оставляет индивидуальный след в судьбе ученика.

Окончив 11-й класс, поступила в Московский государственный педагогический университет им. М. А. Шолохова на художественно-графическое отделение по специальности «декоративно-прикладное искусство», училась заочно. Учиться мне всегда нравилось, но по окончании университета все же чувствовалось, что мне не хватает более углубленных знаний. Будучи замужем и став мамой, все же решила продолжить обучение в Нижегородском художественном училище. О, это были лучшие годы, поверьте! Несмотря на то, что мне было тяжело совмещать семью и учебу, и на курсе я была единственная замужняя среди студенток, только что окончивших 9-е и 11-е классы, это было золотое время, я получила фундаментальные знания и огромный творческий опыт. И все это не случилось бы со мной, если бы не огромная поддержка моей мамы и мужа».

На вопрос о том, за что она любит творчество, Ульяна отвечает:

«Когда я начинаю рисовать, я чувствую, что искусство наполняет меня, словно сосуд. Да, случается такое, что картина может не задаться, но сам процесс рисования помогает мне заполнить эмоциональную пустоту, восстановить душевное равновесие.

Мне нравится, что художник может развиваться в разных направлениях, переходя из одного жанра в другой. Например, я вышла из художественного училища художником-станковистом, но некоторое время спустя увлеклась иконописью, затем меня захватила акварельная живопись, а в настоящий момент я осваиваю цифровое рисование. Сейчас планирую создать для детей специальный курс, благодаря которому дети смогут получить профессиональную ориентацию в веб-дизайне, коммерческой иллюстрации, верстке журналов, наружной рекламе. Понимаете, в этом и заключается вся прелесть – искусство не имеет границ».

Уже пять лет Ульяна преподает изобразительное искусство детям. В настоящее время кстовчанка руководит творческой студией «Палитра» при учебном центре «Интеллект», где обучает детей рисованию. Как говорит наша собеседница, в возможности посещать занятия в центре не отказывают никому:

«Так как мы работаем на базе центра дополнительного образования, у нас нет кастинга, мы берем любых желающих, пусть у них даже нулевой уровень. Главная наша задача заключается в том, чтобы раскрепостить начинающих художников, поверить в свои силы, приобщить к прекрасному, познакомить со всеми материалами: акварель, гуашь, пастель, масляная живопись, акрил, цифровая иллюстрация. Также на занятиях мы изучаем цветовое сочетание, гармонию, колорит. Дети учатся понимать, какие оттенки холодные, а какие – теплые и так далее. Это помогает ребенку понять, действительно нравится ли ему рисовать, хочет ли он продолжать заниматься этим и дальше, и в каких именно профессиях необходимы творческое развитие и навыки».

Ульяна рассказывает, как устроено обучение в «Палитре»:

«Моя учебная программа разработана на несколько лет, каждый год разделен на курсы, чтобы дети постепенно осваивали возможности художественного материала. Занятия постепенно усложняются, добавляются элементы азов классической школы живописи и рисунка. Дети знакомятся с перспективой, конструктивным построением, композицией, цветоведением. В теплое время года мы ходим на пленэры, знакомимся с воздушной перспективой, учимся видеть красоту окружающего мира. А также участвуем в городских акциях и посещаем выставки».

Талант в своих учениках Ульяна видит сразу:

«Талантливые дети сами понимают многие вещи: они знают, как правильно держать карандаш, сколько должно быть на кисти воды. Талантливый ребенок воспринимает преподавателя как себя: он слышит, что я ему говорю, и он в точности это выполняет. Иногда я смотрю и просто поражаюсь: как будто это я сама рисую!

Но знаете, талант может проявляться по-разному: есть дети, которым даешь образец картины, и они ее срисуют так, что не отличить от оригинала, но как дело доходит до самостоятельной работы – так тут начинаются проблемы. Таких детей, конечно, нужно развивать: больше давать им работать самостоятельно, чтобы они могли видеть красоту вокруг себя, а не только картинки, которые у них перед глазами.

Но даже если у ребенка нет выраженных способностей к рисованию, то научить его каким-то элементарным вещам все равно можно. Он может не стать великим художником в будущем, но полученные навыки могут пригодиться ему и в другой сфере деятельности. Расскажу такую историю: во время моей учебы в художественном училище преподаватель анатомии как-то говорил нам о случаях, когда хирурги, которые в детстве посещали художественную школу, во время операций отличали кровеносные сосуды по оттенкам! Поэтому я точно знаю, что уроки, которые я даю ребятам в нашей студии, точно не пройдут даром».

Не раз воспитанники студии «Палитра» становились призерами престижных творческих конкурсов. По словам Ульяны, участие в состязаниях приносит ее ученикам не только приятные эмоции, но и положительно влияет на развитие их способностей:

«Мы с ребятами регулярно участвуем в различных творческих конкурсах. Например, мы всегда с удовольствием принимаем участие в кстовском «Фестивале птиц», который ежегодно проводит Дворец детско-юношеского творчества. Но чаще мы отсылаем свои работы на состязания областного и федерального масштаба. Так, в прошлом году сразу несколько моих учеников заняли призовые места на Всероссийском конкурсе «Страна талантов».

Я считаю, что участие в конкурсах полезно для развития таланта и способностей ребенка, ведь в искусстве, как в спорте: здесь тоже нужен соревновательный процесс. А еще я заметила, что дети достигают больших результатов, когда занимаются не индивидуально, а в группах по несколько человек. В таких условиях каждый из них видит, как справляется с задачей сосед по парте, и его это подстегивает, дает стимул выполнить задание лучше, чем все остальные».

Сама Ульяна также не остается в стороне от участия в конкурсах. Совсем недавно она стала победителем муниципального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям!».

«Далеко не все педагоги принимают участие в конкурсах, поскольку это отнимает довольно много времени. Но я все-таки, благодаря поддержке руководства учебного центра, в котором работаю, решила принять участие в конкурсе «Сердце отдаю детям!», поскольку почувствовала, что у меня накопился приличный багаж знаний и навыков, которыми я могу поделиться с другими педагогами. Кроме того, я считаю, что это отличный способ посмотреть на себя со стороны, что никогда не повредит.

 Честно, сама не ожидала победы на муниципальном уровне, от того вдвойне приятнее. Теперь к региональному этапу надеюсь хорошо выступить и там!»

Газета «Маяк» желает удачи Ульяне Бойчук на областном этапе конкурса «Сердце отдаю детям!» и успехов во всех начинаниях!

Ксения ГОНЧАРОВА

Фото предоставлено Ульяной БОЙЧУК