В свете «Маяка» Встреча для вас

Социальный работник – это почти семья

С заместителем директора Управления социальной защиты населения Кстовского района Светланой Викторовной Завьяловой мне сначала довелось познакомиться по телефону. Так получилось, что я случайно оказалась свидетелем непростой жизненной ситуации, в которую попала незнакомая мне пожилая женщина.

Пенсионерка пришла в оптику заказывать очки и стала жаловаться на одиночество, заброшенность дочерью, которая злоупотребляет спиртным… В силу плохого зрения пожилая женщина не могла готовить себе еду и явно нуждалась в опеке социального работника. Пройти мимо было невозможно, я записала данные женщины и описала ситуацию в телефонном разговоре Светлане Викторовне Завьяловой. Буквально через пару дней от Светланы Викторовны поступил ответный звонок о том, что социальная служба побывала по указанному адресу, человек действительно нуждается в помощи и теперь будет ее получать. Оперативно, по-деловому и при этом с душой к попавшему в беду человеку – так и работает наша сегодняшняя героиня, с которой накануне профессионального праздника – Дня социального работника, мы познакомились наконец очно.

Светлана Викторовна, как Вы выбрали эту работу?

– Можно сказать, что пришла в профессию случайно. У меня медицинское образование, по первому образованию я – фельдшер. На тот момент дети были маленькие, а здесь действовал удобный график, позвала соседка, которая также долгое время была социальным работником. В 2001 году я устроилась, и вот уже 20 лет, как работаю здесь. Мне мое медицинское образование, конечно, очень помогло в работе. Было очень трудно, но спустя два года мне уже предложили должность заведующей отделением социально-бытового обслуживания населения на дому.

– Расскажите, как складывается день социального работника? Тем, кто не касался этой профессии, наверное, сложно даже предположить эту ежедневную нагрузку?

– Это очень тяжелый труд. И действительно, не все могут его оценить. Социальный работник идет по адресам, в среднем один соцработник обслуживает в городе 10–12 человек. Если речь идет о неблагоустроенном секторе на селе, то ставка чуть пониже – 7-8 человек. Два-три раза в неделю посещают каждого человека, покупают и приносят продукты, помогают приготовить обед, оплачивают коммунальные платежи, приобретают необходимые лекарства, при необходимости вызывают врача на дом. И самое, наверное, главное – это психологическая поддержка опекаемых людей.

– Эта не та работа, от которой ты можешь отключиться, выйдя за дверь офиса в 17 часов…

– Да, социальные работники практически как члены семьи. На социальное обслуживание часто встают люди одинокие или те, родственники которых находятся далеко и не могут осуществлять должный уход, поэтому социальный работник должен поддержать моральный дух пожилого человека. Социальный работник примет твои проблемы как свои и всегда поможет в трудную минуту. Это по графику посещения 2-3 раза в неделю, а в реальности эти посещения, конечно, могут быть ежедневными. Например, когда твой подопечный заболел. А это бывает часто, потому что по большей части обслуживаются пожилые люди, которым за 80 лет, инвалиды, имеющие сопутствующие заболевания.

Все, что необходимо делать родственникам, берут на свои плечи социальные работники. В этой профессии невозможно оставаться равнодушным к чужой беде. Обычно в течение полугода уже понятно, останется человек в профессии или уйдет, по душе она ему или нет. У нас заметна преемственность поколений в службе социальных работников. Очень много таких семей, когда приходят на работу дети, внуки, матери и дочери вместе – целые семейные династии. Некоторые семьи работают более десяти лет. Нина Алексеевна и Марина Николаевна Марковы, Любовь Борисовна Горюнова и Светлана Александровна Чалова, Алевтина Евгеньевна и Кристина Евгеньевна Томме, Галина Васильевна и Наталья Владимировна Носовы, Светлана Владимировна Галкина и Наталья Евгеньевна Щербакова, Татьяна Николаевна Мякаева и Елена Евгеньевна Абрамова, Зинаида Арсентьевна Сулоева и Татьяна Николаевна Мызина, Наталья Александровна Воробьёва и Ольга Васильевна Королёва – это все матери и дочери.

– Как заместитель директора управления какие вопросы Вы курируете?

– Предоставление мер социальной поддержки, выплата пособий, компенсаций, установление права на льготные категории, например, ветеран труда. Но основное на сегодня – это выплаты. С прошлого года объем социальных выплат жителям Кстовского района увеличился практически до одного миллиарда рублей. Для сравнения, в докоронавирусный период мы выплачивали 650–700 миллионов рублей.

– Соответственно, увеличился и объем работы?

– Очень существенно. Сказывается нехватка кадров, потому что объем работы действительно очень вырос. Но у нас дружный, сплоченный коллектив, про такие говорят «сложившийся». Люди работают десятилетиями, некоторые работают здесь 20–30 лет, «молодежь» уже отработала по 10–15 лет. И самое главное – это работоспособный коллектив, в котором подобрались люди, преданные своей профессии. Прошли вместе огонь и воду и изменения законодательства. Например, директор управления Татьяна Викторовна Гришина работает с 1991 года, человек с большим опытом работы, директор Центра социального обслуживания Надежда Александровна Копцова – с 1989 года.

– Как в такой профессии не выгореть, когда ты каждый день сталкиваешься с болью, бедой?

– Эмоционально очень тяжело работать, соглашусь. Мы на связи 24 часа в сутки, всегда онлайн, всегда на связи и в теме. Сейчас у нас работает портал для обращений граждан – мы стали более мобильными, с одной стороны, а, с другой, это значительно повышает нагрузку. Законодательство меняется практически постоянно, меняются и требования к образованию и уровню подготовки специалистов, которых мы принимаем на работу.

В Управлении социальной защиты населения Кстовского района работает 72 человека, из них 40 человек работает на выплатах. В «Комплексном центре социального обслуживания населения Кстовского района» работает около 200 человек, из них 130 социальных работников, есть еще социально-медицинские отделения, когда граждан посещают и социальный работник, и медицинская сестра. На территории Кстовского района есть три социально-медицинских отделения, одно в Кстове и два в Работках. Всего на социальном обслуживании находятся 1009 человек – это большая цифра для нашего района.

– Светлана Викторовна, если говорить о профессиональной деятельности, то о чем Вы мечтаете?

– Во-первых, наверное, о том, чтобы дети не забывали своих родителей – это самое главное. Потому что никакой самый лучший социальный работник не заменит заботу, уход, сострадание близких людей, твоей семьи. Во-вторых, чтобы звучало больше благодарностей в адрес социальных работников за их непростой труд. Ну и, наверное, чтобы было меньше бюрократии, чтобы люди, по-настоящему нуждающиеся в помощи, не собирали бы все эти сведения, документы, чтобы сам процесс был более автоматизирован. Вот сейчас удобно подавать обращения через портал, и хочется, чтобы направление электронного документооборота еще больше развивалось. Мы со своей стороны, конечно, будем делать свою работу, проверять, собирать сведения, но не хочется людей гонять за лишними справками.

– А о службе психологической помощи для коллег не меч-таете?

– Да, социальным работникам нужна психологическая поддержка, потому что работать в таком режиме тяжело и многие проходят через эмоциональное выгорание. Каждый день ты сталкиваешься с чужой бедой – это непросто.

Хотелось бы пожелать коллегам гармонии в душе и не терять самое главное – сострадание к людям. Ну и гармонии всем, счастья в семьях. Терпения не желают, но я пожелаю, потому что в нашем деле без него никуда. Всегда оставаться человеком!

Наталья Мещанинова
Фото Александра Архиреева