Люди и жизнь

Страницу художницы Анны Швед в соцсетях я заприметила давно: какая-то особенная искренность как в текстах, так и в картинах притягивала к себе, располагала к знакомству.

У Анны Швед трое детей – старшей Зое семь лет, Льву четыре с половиной, а младшему Архипке всего полтора. Между борщами, от которых в семейной жизни женщине никуда не деться, и заботами молодая художница создает свои картины, наполненные особым светом и теплотой. В основном это цветы, написанные маслом и пастелью. Нежные гиацинты, напоенные водой, пестрые букеты полевых цветов, где колокольчики вперемешку с веточками луговой земляники, томные августовские розы, а еще сирень, пионы…

Наше интервью с Анной состоялось в канун 8 марта, поэтому разговор предсказуемо касался того, как совмещать творчество и семью, успевать заниматься бытом и при этом сохранять высокую планку в создании картин.
«Я окончила художественное училище в Ростове. В Нижний Новгород приехала поступать в университет Лобачевского, поступила на истфак, но не доучилась… Жалеть не о чем, историком бы я точно не стала», – рассказывает она.

Уже после окончания художественного училища казалось, что с мечтами о творчестве придется проститься – началась сильная аллергия на краски.
«Я всеми мыслями ушла от этой профессии, поняла, что дальше не получится, даже дипломную работу в училище писала гуашью, – вспоминает художник. – И при этом все время была в творчестве, я – прикладник и декоратор, поэтому работа с материалом была всегда. Например, помню, писали афиши для кинотеатров».

Потом были поиски себя – Анна уехала в Москву. Оформляла витрины в одном из самых лучших тогда универмагов столицы – «Цветном». Сейчас вспоминает это время с улыбкой – было много креатива, новых знакомств, опыта. «До сих пор сама себе удивляюсь, как могла набраться наглости и отправить туда резюме, тем более что меня взяли», – смеется Анна, рассказывая, какие интересные были работы. И на высоте шести метров, на каблуках приходилось с лестницы крепить яблоки для украшения витрины, и оформлять мероприятие супермодели Натальи Водяновой, и много-много всего вспоминается… «Я прожила в Москве три счастливых года», – констатирует собеседница.

После возвращения в Нижний Анна преподавала, набрала группу для обучения рисунку, знакомству с разными техниками и материалами, и даже был опыт открытия кафе.

Но все это в итоге осталось богатым багажом прошлого, а сегодня Анна – жена, мама, художник. Живет и творит в нашем городе, куда вместе с мужем, еще без детей, Анна и Родион переехали около десяти лет назад.
«Когда мы искали квартиру, хотите верьте, хотите нет, но я влюбилась в город Кстово. После больших городов, Москвы и Петербурга, после Нижнего Новгорода я увидела свет и пространство. Объем неба, зеленые деревья, отсутствие суеты, неспешные харизматичные люди со своими лицами – каждый человек по-своему интересен. Когда мы сюда переезжали, уже знала, что буду заниматься творчеством. И тогда стала много писать, писать с натуры…» – говорит сегодня уже кстовчанка Анна Швед.

И ремесло художника вернулось в жизнь, сначала как необходимость – нужно было заработать деньги на лечение мамы, а потом как данность. Наверное, это и есть возвращение на свой путь…

«До сих пор я не могу ответить на вопрос, а что же такое вдохновение. Мне кажется, это такое озарение, которое тебя слегка отупляет. Это когда тебя ведет идея и ты покупаешь, как в моем случае, холст вместо памперсов. (Смеется.) Вдохновение – это последнее, что нужно, но у меня перед этим все готово – холст, краски, и я тружусь каждый день. Я ловлю это состояние по пятьсот раз на дню, но не каждое становится картиной, – признается Анна. – Дисциплина – прежде всего, как и в любой творческой профессии, как в балете, например: если ты в форме, тогда твой труд незаметен, если нет – то на твои старания смотреть невозможно».

Сегодня картины Анны Швед нашли свое место в самых разных уголках планеты. И каждый раз задумывая новую работу, она старается вложить в нее новые смыслы. «Сочинить материал, подачу, композицию, мазок. Сделать это по-другому, чем предыдущие работы… это и есть искусство – считает она. – Должна быть тактичность по отношению к натуре, к настроению, картина должна раскрывать состояние не автора, а смотрящего на картину. Моя задача – раскрыть в человеке его собственные потребности. Не во мне, не в картине, а именно в себе самом. Когда смотришь на картину и как-то с ней соприкасаешься, себя чувствуешь по-другому. Начинаешь себя больше ценить, потому что эти маленькие открытия делают человека более интересным самому себе».

О чем сегодня мечтает художник Анна Швед? Пойти на пленэры – рисовать с натуры кстовские пейзажи, а еще мечтает о выставке в нашем городе, ставшем уже родным. Пусть все сбудется!

Наталья Мещанинова
 архив героини