Ликбез

На каких языках говорят россияне?

Население России знает более 170 языков. На втором месте по владению после русского – английский. Но насколько хорошо жители страны знают национальные языки? И как перепись населения поможет их сохранить?

Единственный источник сведений о национальном составе и используемых языках в нашей стране – Всероссийская перепись населения. Один из главных ее принципов – самоопределение человека. Во время переписи населения в соответствии с Конституцией РФ каждый участник может по самоопределению назвать свою национальность, а также родной и другие языки, которыми владеет.

При переписи 2010 года русский язык родным назвали 85,73 % населения, а владение им указали 137,5 млн человек (99,4 % из числа ответивших на вопрос о владении языком). В первую десятку языков, которыми владеет население России, также вошли: английский (7,57 млн человек), татарский (4,28 млн), немецкий (2,07 млн), чеченский (1,35 млн), башкирский (1,15 млн), украинский (1,13 млн), чувашский (1,04 млн), аварский (715 тыс.) и армянский (661 тыс.).

Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 года, на территории Нижегородской области владение русским языком указали 3,3 млн жителей региона, татарским – 33,6 тыс. человек, украинским – 14,4 тыс., мордовским – 11,6 тыс., армянским – 11,2 тыс. человек.

Самый редкий в России язык – югский, входящий в енисейскую семью языков. Владеет им, по данным последней переписи, только один житель страны. До 1960-х годов югский язык рассматривался как сымский диалект кетского языка. Уже в советские годы он считался практически исчезнувшим, использовали его редкие жители окрестностей города Енисейска и верховья Кети (правого притока Оби). Сохранился ли югский в языках общения местных жителей и каковы шансы на его восстановление – покажет предстоящая перепись населения.

В десятку самых редких языков народов России также входят: юитский (4 носителя), сиреникский (5), орочский (8), керекский (10), алюторский (25), энецкий (43), чулымско-тюркский (44), алеутский (45) и язык уйльта (47).

Сопоставление этих цифр с численностью этносов по данным переписи позволяет экспертам оценить возможности сохранения и развития таких языков, разработать программы их поддержки – в этом заключается одна из задач переписи населения. К примеру, в 2010 году насчитывалось 596 представителей этноса орочи и 482 алеута, а свой национальный язык из них знало 3 и 19 человек соответственно.

Чукотским языком в нашей стране на данный момент владеет почти каждый третий чукча (4563 из 15 908), эскимосским – каждый четвертый эскимос (456 из 1738), корякским – почти каждый пятый коряк (1460 из 7953). Зато вепсский язык знает почти каждый второй вепс (2362 из 5936), а абазинский язык – подавляющее большинство абазинов (34 699 из 43 341).

Эксперты видят несколько причин такого различия в знании национальных языков.

«Во-первых, многие национальные языки еще недавно не имели учебников, букварей и передавались только устно. С развитием письменности, а этот процесс продолжается, знания повышаются. Недавно, например, свой букварь и учебники появились у народа уйльта на Сахалине. Во-вторых, многое определяет среда обитания: национальный состав населения. Очень часто русский язык является единственным средством межнационального общения в местности, регионе. Например, в Дагестане, где проживает много народностей», – отмечает главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, председатель комиссии по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Общественной палаты России Владимир Зорин.

По его мнению, многое зависит и от престижности знания родного языка, которая сейчас повышается в регионах.

«Два года назад в стране прошла большая дискуссия по изучению и преподаванию национальных языков. Изменены программы обучения, а вопросы знания родных языков стали приоритетными в стратегии реализации государственной национальной политики. Как результат, в 2012 году преподавалось 85 языков народов России, теперь – 105. Но поддержка национальных языков – процесс обоюдный. Должен быть и большой интерес со стороны самих народов, прежде всего родителей, которые инициируют изучение языков в школах», – подчеркивает эксперт.

Последнее особенно важно при сохранении редких языков, носителей которых остались единицы, уверен Владимир Зорин.

«В мире ежегодно исчезает несколько сотен языков. Это процесс всеобщий. Но политика нашего государства направлена на сохранение и развитие языкового многообразия. И Всероссийская перепись населения позволит проводить ее более выверенно и эффективно», – отмечает эксперт.

Самые высокие показатели владения языком своей национальности, по данным последней переписи, среди русских (99,8 %), чеченцев (93,1 %), кабардинцев и якутов (по 85 %).

Всероссийская перепись населения, которая пройдет в октябре 2021 года, позволит собрать новые уникальные сведения о национальном составе страны и используемых языках.

В 2021 году в переписные листы включены сразу несколько этнолингвистических вопросов, которые будут адресованы постоянным жителям страны: национальная принадлежность; родной язык; владение и пользование русским языком; владение и пользование иными языками.

Информация и фото предоставлены Нижегородстатом