Кстовчане

Стежком к стежку ложится нить…

«Маяк» продолжает знакомить читателей с кстовчанками-умелицами

Во все времена было популярно вышивание: в свободное от государственных дел время им увлекались даже монархи. Несмотря на занятость, современные женщины также с удовольствием осваивают этот вид рукоделия. На днях корреспондент «Маяка» побывала в гостях у одной из таких мастериц — жительницы села Безводное Екатерины Бычковой.

— Екатерина, что побудило Вас заняться вышивкой?

— Много лет назад, заглянув в гости к своей родственнице Наталье Шестериковой, я увидела у нее натянутое на пяльцы полотно, на котором уже угадывалась будущая картина: маленькая девочка на берегу собирает камушки. Эта вышивка настолько меня впечатлила, что мне тоже захотелось попробовать. И вот уже семнадцать лет никак не могу остановиться. (Улыбается.)

Так тяга к рукоделию — это семейное?

— Да. Еще в детстве я с удовольствием наблюдала, как вышивает бабушка, а моя мама Любовь Николаевна Монахова потрясающе вяжет на спицах, хотя ее никто этому не учил. Сама я так и не смогла полюбить вязание, но не перестаю восхищаться ее мастерством.

 Чем же Вас так привлекает вышивка?

— Как только беру в руки иголку и пяльцы — отрешаюсь от всех бытовых проблем. Мне доставляет огромное удовольствие наблюдать, как в моих руках из простых нитей рождается образ. И хотя я заранее знаю, как должна выглядеть законченная картина, она всегда немного отличается от той, что на рисунке — словно оживает. Особенно люблю вышивать людей, ведь для меня важно в процессе работы не просто видеть картинку, но и представлять какую-то историю. Например, когда я вышивала девочку с мечтательным взглядом, то размышляла, о чем же она может мечтать.

Как Вы находите сюжеты для своих работ?

— Это всегда очень долгий и кропотливый процесс. Вы не поверите: по моим работам можно проследить основные этапы моей жизни. (Смеется.) Известно, что еще наши бабушки приписывали вышивке магическую силу. Считалось, что, если, начиная работу, загадаешь желание, оно обязательно сбудется. В моем случае это действительно так. Когда я начала вышивать влюбленную пару — встретила будущего мужа, а когда вышила младенца — стала мамой. Ну а религиозные сюжеты я вышиваю, когда у меня есть какие-то проблемы, которые долгое время не получается решить. Принимаюсь за вышивку — и постепенно все налаживается. Обычно я покупаю специальные наборы для вышивания крестом, в которые уже входит схема, канва, игла и набор ниток. Но больше всего мне нравится вышивать картины, схемы для которых делают по моему индивидуальному заказу, например портрет моего любимого литературного героя — Эркюля Пуаро.  Особенно мне дорога вышивка  нашей с мужем свадебной фотографии. Кстати, обе эти работы выполнены уже гобеленовый швом.

Вижу, Вы вышиваете не только картины?

— Верно. Для нас, жителей села Безводное, большое значение имеет престольный праздник Троицы, на который принято надевать старинные наряды. Однажды моя свекровь заметила, что поскольку я занимаюсь вышивкой, то и русские сарафаны с рубахами смогу сшить, а после украсить их вышивкой. Я подумала-подумала — и сделала. Но вышивать на одежде оказалось гораздо труднее: льняная ткань неровная, поэтому сильно устают глаза. Зато теперь на праздник члены моей семьи тоже приходят в народных костюмах.

Не планируете ли в будущем стать профессиональной вышивальщицей? В наш век высоких скоростей многие представительницы прекрасного пола находят спасение в исконно женских занятиях, тем более что спрос на изделия ручной работы довольно велик.

— Нет, не планирую. Во-первых, даже столь неторопливое и расслабляющее занятие, как вышивание, отнимает очень много времени, а его практически нет, поскольку нужно заботиться о семье, растить детей. А во-вторых, считаю, что работа, сделанная по заказу, не может быть такой же красивой, как та, которая сделана по велению души. А ведь в этом и заключается секрет истинного мастерства: работа должна радовать всех, и мастера в первую очередь.


Ирина РЫКОВА

Фото Александра АРХИРЕЕВА