Кстовчане

Научить видеть мир прекрасным

Чехов считал, что преподаватель должен быть художником, горячо влюбленным в свое дело. В кстовской художественной школе я познакомилась именно с таким человеком — заместителем директора по учебно-воспитательной работе Ириной Юрьевной Цепковой. Наша сегодняшняя героиня работает здесь уже почти 15 лет, причем последние шесть лет преподает в классе ранней профессиональной ориентации, где, пройдя базовый курс, обучаются дети, планирующие продолжить художественное образование в средних специальных и высших учебных заведениях художественной направленности.

В классе ранней профориентации тихо даже во время перемены: ученики  сосредоточенно «колдуют» у мольбертов. Кто-то совершенствует штриховку и растушевку карандашом, а кто-то привычным движением удаляет лишнюю краску с кисти, прежде чем провести ею по бумаге. «Готовим детей под конкретные условия поступления, — объясняет Ирина Юрьевна Цепкова. — Каждый углубляется именно в тот учебный предмет, который необходим для поступления в то или иное образовательное учреждение». Индивидуальный подход дает результаты: ежегодно в среднем пять-шесть выпускников класса профориентации пополняют ряды студентов престижных учебных заведений области и страны, среди которых Нижегородское художественное училище, Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина и другие.

Когда сама Ирина Юрьевна училась в кстовской художественной школе, здесь не было класса, специализирующегося на подготовке будущих абитуриентов, однако это не помешало нашей героине поступить сначала в Нижегородское художественное училище, а после — в Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева на художественно-графический факультет. «Как рассказывала моя мама, предложение отдать меня в художественную школу прозвучало в детском саду, где обратили внимание на мое нешуточное увлечение рисованием, — с улыбкой говорит Ирина Юрьевна. — Как и многие дети, которые занимаются в учреждениях дополнительного образования, я окончила базовый курс раньше, чем обычную школу, но, поскольку уже определилась с будущей профессией, Георгий Михайлович Сорокин, бывший в то время директором художественной школы, разрешил мне продолжать занятия. Имея несколько дополнительных лет, я успела поучиться не у одного педагога: у Виктора Фёдоровича Кузнецова, Татьяны Александровны Тихоновой, Ирины Анатольевны Глазуновой, немного и у самого Георгия Михайловича. Каждый из них самобытен, и у каждого я старалась почерпнуть что-то особенное».

Сегодня Ирина Юрьевна трудится бок о бок со своими преподавателями в родной художественной школе и по их примеру вкладывает в каждого ученика душу, открывает им секрет, как видеть прекрасное, казалось бы, в обыденном. Имеет наша героиня и девятилетний опыт преподавания в восьмой городской. «С детьми замечательно работать везде, но в общеобразовательной школе способности к рисованию и черчению проявляют лишь несколько человек в классе», — говорит Ирина Юрьевна. Впрочем, по ее словам, нельзя быть уверенным, что дети, поступающие в художественную школу (а конкурс сюда стабильно составляет три человека на место), не потеряют со временем интерес к изобразительному искусству. Поддерживать этот интерес, подбадривая похвалой и мотивируя строгим, но справедливым замечанием, и есть задача настоящего учителя, как считает Ирина Юрьевна.

Директор кстовской художественной школы Елена Викторовна Казаева отмечает не только педагогический талант Ирины Юрьевны, но и ее организаторские способности. В очередной раз свой профессионализм она проявила при подготовке и проведении на базе школы областного конкурса детского рисунка. «Каждый год мы организуем среди своих учеников конкурсы, приуроченные к памятным датам. Сейчас в фойе нашей школы размещены две выставки рисунков: к 150-летию со дня рождения Максима Горького и к 60-летию нефтеперерабатывающего завода, — проводя для нас небольшую экскурсию, рассказывает Елена Викторовна. — В этом году школу поддержал методкабинет министерства культуры региона, и мы организовали областной конкурс «Пётр и Феврония — символ семьи, любви и верности». Тема важная с точки зрения воспитания семейных ценностей, но в то же время сложная, поскольку для участия в конкурсе необходимо изучить историю муромских святых, быт, костюмы, архитектуру того времени. Очень важно сохранить в современном обществе семейные ценности, заложенные нашими предками».

В конкурсе приняли участие 163 ученика 34 художественных школ и школ искусств области. Рады сообщить, что среди призеров есть и кстовчане, в том числе и Александра Фролова — воспитанница Ирины Юрьевны Цепковой.

Об итогах областного конкурса детского рисунка читайте на сайте «Маяка» кстовскийрайон.рф (16+, реклама).


Вероника ЦЫМБАЛОВА

Фото Александра АРХИРЕЕВА