Кстовчане Событие

Вдохновленный «Маяком»

Ко Дню фотографии: о творческом пути Юрия Николаевича Моложникова — бывшего внештатного фотокорреспондента Кстовской районной газеты

«Не упустить красоту момента» — таким принципом руководствуется фотограф из поселка Ждановского Юрий Николаевич Моложников. Его работы известны далеко за пределами нашего района и отмечены на выставках различного уровня. Начало же творческого пути Юрия Николаевича непосредственно связано с кстовской районкой, внештатным фотокорреспондентом которой он был в далекие 1970‑е.

 

«Маяк» осветил путь

Юрий Николаевич Моложников вспоминает, как еще в детстве, когда выходил по утрам пасти коров в бурятской деревне, он мечтал запечатлеть красоту окружающей природы, «поймать» ускользающую красоту каждого момента. Воплотить мечту в жизнь наш герой смог лишь в 42 года, причем благодаря газете «Маяк». К тому времени Юрий Николаевич уже жил в поселке Ждановском и, конечно, не понаслышке знал районную газету. «Прочитав, что «Маяк» проводит фотоконкурс, я решил в нем поучаствовать, хотя у меня даже фотоаппарата не было. Но моего накопившегося за годы пыла было не остудить», — вспоминает наш собеседник.

Чтобы участвовать в конкурсе, Юрий Николаевич приобрел фотоаппарат марки «Зенит», а также все необходимое для проявки и печати фотографий, и принялся с упоением фотографировать людей и пейзажи. Отобранный материал он отослал на конкурс в редакцию «Маяка». В районке оценили работы начинающего фотографа и присудили ему почетное третье место.

Этот первый успех вдохновил Юрия Николаевича, и он продолжил снимать, лучшие свои работы регулярно отправляя в районку. «Спустя несколько лет редактор «Маяка» Александр Никитович Савин предложил мне стать постоянным внештатным фотокорреспондентом газеты, и я, конечно же, согласился. Для меня было большой честью участвовать в работе «Маяка», который осветил мне путь к творчеству», — с улыбкой говорит Юрий Николаевич.

Работа внештатного фотокора проходила в свободном формате: ни Александр Никитович Савин, ни сменивший его на посту редактора Николай Пантелеевич Полленский не обозначали для фотографа строгих границ. Вырезки с лучшими своими напечатанными в «Маяке» фотографиями Юрий Николаевич хранит в альбоме, рассматривая который мы понимаем, что наш герой был без преувеличения фотолетописцем Ждановского. В объектив внештатного фотографа районки попадали труженики совхоза за работой, местная детвора за играми, значимые события культурной и спортивной жизни поселка… За активную и плодотворную работу Юрий Николаевич регулярно удостаивался от редакции наград в виде книг, которые стали важной частью его домашней библиотеки.

 

Поймать момент

Будучи внештатным фотокорреспондентом «Маяка», наш герой параллельно вступил в фотоклуб при газете «Горьковская правда», где познакомился со многими известными в области фотографами, давшими ему немало ценных советов. «Одним из мастеров фотографии, повлиявших на мое творчество, был Юрий Фёдорович Шпагин, который многое мне рассказал о том, как поймать в кадр красоту момента», — говорит Юрий Николаевич.

Именно эту заветную и не всем заметную красоту Юрий Николаевич и стремится отразить во всех своих фотоработах, будь то портреты, пейзажи или натюрморты. «Фотографируя, очень важно не упустить ни капли самобытного великолепия, которое есть во всем», — говорит он.

Выразительность образов в работах нашего собеседника еще в советское время отметили столичные издания. Так, 1987 году в журнале «Советская женщина» был напечатан сделанный Юрием Николаевичем постановочный портрет девушки, отдыхающей в поле после работы, в котором отчетливо читается усталость труженицы. А 1988 году журнал «Советское фото» опубликовал работу ждановского фотографа, где ярко отражено волнение девушки, прихорашивающейся перед балом.

 

От пленки к цифре

«Сфотографировать — лишь полдела. Не менее важно довести изображение до ума», — подчеркивает Юрий Николаевич.

Наш собеседник с ностальгией вспоминает, как проявлял пленку с применением реагентов и печатал фотографии при помощи фотоувеличителя. «Это был увлекательнейший процесс. Помню, с каким волнением я помещал пленку в бачок с реагентами для проявки, боясь даже в мелочах нарушить технологию, ведь любая ошибка могла свести на нет все усилия. А как безумно интересно было, закрывшись в полной темноте в ванной, с помощью фотоувеличителя придавать фотографии законченный вид», — с волнением вспоминает Юрий Николаевич.

Сейчас эти волнительные минуты проявки и печати в прошлом. Несколько лет назад наш герой освоил профессиональный цифровой фотоаппарат и компьютерную программу для обработки изображений. «Признаюсь, что «цифра» мне нравится больше пленки, поскольку современные технологии дает массу дополнительных возможностей, чтобы подчеркнуть ту самую красоту момента», — считает наш собеседник.

…К своим 88 годам Юрий Николаевич получил в общей сложности более 40 наград на различных областных и общероссийских конкурсах. В этом году его фотографии достопримечательностей Нижнего Новгорода были отмечены Гран-при регионального фотоконкурса «Древний и вечно молодой», посвященного грядущему 800‑летию столицы Приволжья. И добившись признания, наш герой никогда не забывал о своих первых шагах в фотоделе, которые совершил благодаря газете «Маяк».


Алексей СКОТНИКОВ

Фото Александра АРХИРЕЕВА