Кстовчане Культура

Красота, созданная по крупинкам

О том, как под чуткими руками кстовских художниц оживает песок

Приехав в нижегородский Центр культуры «Рекорд» на выставку местного фотоклуба, я была приятно удивлена, увидев в фойе репродукции песочных картин двух художниц из Кстовского района — директора ближнеборисовского Дома культуры Людмилы Юрьевны Логиновой и ее воспитанницы Арины Рыжовой. Оказалось, что здесь проходит и их совместная выставка под названием «Миры и люди» (0+). К радости от встречи с земляками, пусть и заочной, примешивалось изумление: его вызывали возраст младшей из авторов, семилетней Арины, и необычная техника, в которой были выполнены работы.

По-детски жизнерадостные, но уже почти по-взрослому искусные работы ученицы — радужные коты, красный попугай, снегирь на ветке — соседствовали с немного задумчивыми образами на картинах учителя, по большей части монохромных: вот ветеран делится с внуком воспоминаниями о Великой Отечественной, вот Анна Павлова исполняет партию Одетты из балета «Лебединое озеро», а вот андерсеновская русалочка спасает принца из пучины морской. У одной из стен фойе расположился небольшой стеклянный стол с рассыпанным на нем песком, который словно ждал умелых рук. Как рассказала мне сотрудница «Рекорда», в день открытия выставки Людмила Юрьевна Логинова и Арина Рыжова выступили с завораживающими песочными шоу, за несколько минут воссоздавая на подобном столе с подсветкой целые истории, которые с помощью камеры и видеопроектора были перенесены на большой экран и вызвали у зрителей неподдельный отклик.

 

«Как правило, художники, работающие в технике песочной анимации, делают такой стол каждый под себя, — объяснила мне чуть позже сама Людмила Юрьевна. — Помню, восемь лет назад, только открыв для себя это направление изобразительного искусства, я рисовала на обычном стекле, подсвеченном лампой (теперь у меня столешница из оргстекла). Не найдя нужной информации, многое додумывала сама, путем проб и ошибок постигала, какими движениями засыпáть стол песком, как фиксировать этот своеобразный материал, как работать с ним руками. Кстати, подходящий песок — кварцевый или вулканический — тоже было не найти: и специализированных магазинов с товарами для творчества не так много, и песочная анимация еще не настолько популярна. Выручали друзья, привозившие из путешествий пляжный песок…»

Тогда, в 2011 году, Людмила Юрьевна вдохновилась работами украинской художницы и мастера песочной анимации Ксении Симоновой. «Для меня важно не только мастерство, с которым они выполнены, но и человеческий посыл автора, — говорит директор ближнеборисовского Дома культуры. — Так, у Ксении есть песочные истории о святителе Луке и о докторе Лизе». Со временем у моей собеседницы появился и второй «маяк» в творчестве — московский мастер Артур Кириллов. «Нравится его иной, мужской, подход к песочной графике, — поясняет Людмила Юрьевна и, поразмыслив, добавляет. — Впрочем, не так часто смотрю работы других авторов. Чтобы быть честной перед собой и не повториться, вольно или невольно скопировав чужой сюжет или образ, лучше искать свое».

В поисках, поначалу, как признается, очень робких, нашей героине помогала любовь к рисованию, которую родители замечали у нее уже в два-три года, и знания, полученные на занятиях в художественных студиях. «В школьные годы я писала маслом, начинала с пейзажей и натюрмортов, но постепенно мне стал интереснее портрет: человек, со всеми своими достоинствами и несовершенствами, — это целая вселенная, — рассказывает Людмила Юрьевна. — В университете (я выпускница исторического факультета ННГУ имени Лобачевского) увлеклась пастельной живописью. Художественные навыки важны при занятиях песочной анимацией (сначала создаю рисунок по старинке — карандашом и на бумаге), но еще важнее режиссерское видение, ведь мастер показывает целую историю, которая, хоть и длится, самое большее, пару десятков минут, должна быть сюжетно и эмоционально законченной». Каждая такая история (за восемь лет моя собеседница создала около 15), несмотря на формальное сходство с фильмом (предварительная раскадровка и запись на видеокамеру), — своего рода театральный спектакль, который каждый раз рождается заново на глазах у зрителей. «Да, сюжет песочных историй, как текст пьесы, остается неизменным, подобранное музыкальное сопровождение тоже не меняется, но каждый новый показ такого мини-спектакля отличается от предыдущего, ведь на него накладывают отпечаток и тончайшие нюансы настроения автора, и приобретаемый им с годами опыт, в том числе читательский и зрительский, и, конечно, реакция аудитории», — говорит сценарист, режиссер и актер песочных спектаклей в одном лице Людмила Юрьевна.

Фотографии песочных картин тоже производят сильное впечатление. «Что это за техника?» — думаешь ты, прослеживая взглядом чуть шероховатые, зернистые линии рисунка, а когда узнаешь, что он выполнен руками на засыпанной песком поверхности без каких-либо дополнительных инструментов, поначалу не веришь: слишком натурально выглядит слеза на щеке девушки, встретившей вернувшегося с войны любимого…

Стоит ли говорить, что занятия песочной анимацией требуют усидчивости, внимательности и терпения, ведь песочный спектакль нужно тщательно, до последней секунды, отрепетировать — добиться, чтобы рисунок, рождающийся под твоими руками, успевал за звучанием музыки и соответствовал изменению ее характера. Научившись этому сама, Людмила Юрьевна обрела не менее способную ученицу — Арину Рыжову, которая начала заниматься в студии песочной анимации ближнеборисовского ДК всего два года назад, но уже успела заявить о себе, став лауреатом I степени Всероссийского конкурса необычных талантов «Гладиолус», проходившего в рамках Всероссийского интернет-конкурса «Арт-покорение вершин». «Арина — девочка, одаренная от природы, — говорит ее наставница. — Она обладает редкими для своего возраста способностями: созерцательностью, умением видеть детали, цепкостью взгляда». Арина любит использовать в своих работах яркие цвета — и благодаря ученице полноцветные песочные картины появились и у ее учителя Людмилы Юрьевны, долгое время предпочитавшей монохромную технику. Сюжеты для своих работ юная художница выбирает как с наставницей, так и самостоятельно и, что сразу бросается в глаза, очень любит рисовать кошек. Совместная выставка в «Рекорде» стала не первой в творческой биографии обеих художниц и, верим, не последней. Во всяком случае, желание продолжать рассказывать и показывать песочные истории у Людмилы Юрьевны и Арины есть.


Вероника ЦЫМБАЛОВА

Фото автора и предоставлено Домом культуры с. Ближнее Борисово