В свете «Маяка» Кстовчане

Живет народная игрушка

Около шести лет назад воспитатель детского сада в селе Большое Мокрое (МАДОУ № 40) Светлана Матаева заинтересовалась созданием глиняных игрушек. Все началось с проекта «Тряпичная народная кукла», который воспитатель детского сада готовила вместе с детьми. А потом руки потянулись и к глине, причем первые игрушки Светланы Борисовны были сделаны из местной, большемокринской, глины. Оказывается, такая существует. И теперь в группе детского сада есть постоянно обновляющаяся выставка фигурок, выполненных в каргопольской, дымковской, филимоновской техниках. На полках стоят расписные зайчики и петушки, фигурки крестьян и другие глиняные миниатюры. О своем увлечении кстовчанка рассказала корреспонденту «Маяка».

– Светлана Борисовна, с чего все началось?
– Когда я штудировала литературу, смотрела идеи для создания тряпичных кукол, попалась информация и про каргопольскую глиняную игрушку. И очень она мне понравилась своей самобытностью и сюжетностью.
Я сама – мокринская, и есть у нас глина на ключе, хорошая: когда мы были маленькими, месили эту глину, делали чашечки, тарелочки для игры. И вот я накопала этой глины, так и начался процесс создания первых игрушек, которые я стала сама лепить и расписывать.
Если глину накопала, она должна созреть в течение нескольких дней, потом ее откидываешь, месишь и только потом начинаешь лепить. Идеи, конечно, подглядываю, ориентируюсь на созданные образцы.

– Но ведь они все неповторимы?
– Конечно, игрушки все разные, потому что это мое творчество, моя глина и моя роспись. В последнее время раскрашиваю акриловыми красками, а начинала гуашью. Вообще, мир глиняных игрушек очень разнообразен, но важны, конечно, фантазия и руки. Глина успокаивает, приводит мысли в порядок.
А по образовательной программе в детском саду мы изучаем дымковскую и филимоновскую техники, поэтому они тоже появились в моей коллекции. В детском саду для детей постарше я проводила мастер-класс по созданию игрушки. А недавно был мастер-класс и для педагогов детского сада по росписи дымковских барышень.

– Каргопольская, дымковская, филимоновская… Чем отличаются эти игрушки?
– В технике дымковской игрушки в основном лепятся барышни, очень много животных, есть и сюжетная игрушка, но главное отличие – это рисунок. В дымковской игрушке в основном круги и точки, клеточка, в клеточке – точка. В филимоновской же орнамент в основном составляют полосы.

– Ваши игрушки стоят в группе, детвора может ими играть?
– Нет, это выставка. И периодически она меняется. Вот недавно на экскурсию приходили ребята из подготовительной группы детсада, и мы им рассказывали о народной игрушке, я показывала, как она лепится. Многие дети заинтересовались. Для игр эти поделки не даю, но для занятий или проектной деятельности мы их используем.
К слову, вместе с родителями мы собрали в садике музей русского народного быта: там есть посуда, умывальник, самовар и многое другое, чего многие современные дети и не видели.

– Это же очень важно, рассказывать детям про истоки, про самобытную русскую культуру…
– Конечно, ведь это патриотизм, социально-коммуникативное развитие, это развитие творческого потенциала. У меня сейчас малыши, возраст 3–4 года, а на следующий год, к концу средней группы, мы с ними тоже начнем лепить народную игрушку, пока только смотрим, разговариваем.
Вообще, сейчас повышается ценность того, что сделано своими руками. Например, я сделала для использования в образовательном процессе макеты из гипса – круговорот воды в природе, макет тоннеля железной дороги, вулкана… Детям это очень интересно. Я считаю, это самое главное – к профессии относиться творчески, свое дело нужно любить. Вложишь душу – значит, получишь результат.

 

Наталья Мещанинова
Фото предоставлены С. Б. Матаевой