Во имя Победы Кстовчане

Боевой путь радиотелеграфистки

К 78-й годовщине начала Сталинградской битвы

Сегодня, 17 июля, отмечается одна из важнейших дат в истории Великой Отечественной войны — начало Сталинградской битвы. Ровно 78 лет назад на дальних подступах к Сталинграду, в большой излучине Дона, начался первый (оборонительный) этап битвы, продолжавшийся до 18 ноября 1942 года. Наряду с Курской Сталинградская битва ознаменовала собой коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. В составе 65-й общевойсковой армии славный боевой путь от Сталинграда до Германии прошла уроженка села Безводного Кстовского района, радиотелеграфистка Мария Ивановна Шигина (в замужестве Панкратова), награжденная медалью «За боевые заслуги». Дневник воспоминаний Марии Ивановны, ушедшей из жизни в начале 2020 года, в редакцию газеты «Маяк» прислала член общества «Кстовский краевед» Татьяна Михайловна Морева.

Под Сталинград Мария Ивановна Шигина прибыла в октябре 1942 года вместе с другими уроженками Кстовского района, которых в своем дневнике она позднее перечислит поименно: «Из села Безводного: Лиза Солнышкова, Тамара Окунева, Тася Мушникова. Из деревни Лапшлей: Аня Серова, Нина Волкова. Из деревни Владимировки: Катюша Захарова. Из села Вередеева: Аня Дубровина. Из села Новоликеева: Капа Кар-заева…»

До этого Мария Шигина, которая в июне 1941 года окончила Безвод-нинскую школу, вместе со своими односельчанками и девушками из других населенных пунк-тов Кстовского района служила в зенитно-артиллерийском полку на Бору и училась в Горьком на курсах радиоспециалистов. «Здесь мы проучились ровно сто дней (11 июня — 18 сентября), — пишет Мария Ивановна. — А в это время под Сталинградом шли ожесточенные бои — немцы рвались к Волге. Бывало, что штаб армии не имел связи с дивизиями по несколько суток. Потребовались радисты, и нас раньше положенного срока решили отправить на фронт. 21 сентября 1942 года мы уже были в Москве. Здесь и узнали, что едем под Сталинград в четвертую танковую армию. А было-то нам по 18–19 лет…»

До места назначения, как вспоминала Мария Ивановна, юные радиотелеграфистки добирались 23 дня. «Грязные и голодные, чаще всего продукты получать было негде: пункты снабжения оказывались разбомбленными, — читаем в ее дневнике. — Променяли последние гражданские вещи на картофельные лепешки. То и дело встречались обгоревшие вагоны. Часто и сами попадали под бомбежку. Встречались поезда с ранеными. <…> Ехали только ночью с открытыми дверями товарных вагонов, потом на платформах, чтоб успеть быстро спрыгнуть, а обгоревшие вагоны стали встречаться все чаще и чаще. <…> 14 октября прибыли в Озерки, где находился штаб 65-й армии (четвертую танковую армию переименовали в 65-ю общевойсковую).

Радиорота располагалась под Озерками — хутором в Сталинградской (ныне Волгоградской) области. «Первое время мы чаще бегали посыльными на узле связи полка или стояли на посту, — вспоминала Мария Ивановна. — Какие были еще из нас радисты! Для этого нужна была большая практика. Однажды в ясный осенний день я стояла на посту около офицерского блиндажа, а остальные расположились чистить карабины, только что выданные нам. Вдруг над нашим расположением появился немецкий самолет. Все задрали головы вверх. «Рама» (так прозвали самолет-разведчик), — кто-то сказал, — вон от него что-то отделилось, листовки, наверное». И вдруг эти «листовки» засвистели: посыпались бомбы. К счастью, пострадала только наша землянка-кухня, но девушки растеряли части от карабинов, долго их искали в песке».

21 декабря Марию Ивановну назначили радиоэкспедитором на узле связи радиороты вместо погибшего на своем посту Ивана Дубинина. Сменщицей у нее была Капитолина Карзаева из Новоликеева. Не единожды молоденьких девчонок отправляли к передовой с заданием найти подходящее оборудование для узла связи. Как вспоминала Мария Ивановна, он был укомплектован, в частности, трофейными приемниками «Торн».

Сильное впечатление на советскую радиотелеграфистку произвела встреча с пленными немцами в рабочем поселке Городище под Сталинградом. «…Я бежала с радиограммой, мне надо было перейти дорогу, а по ней вели колонну немцев, ни в ту, ни в другую сторону не видно конца. Пошла сквозь толпу, немцы расступились. И вот что интересно: эта колонна встает перед глазами, как только подумаешь об этом», — делилась воспоминаниями Мария Ивановна.

8 марта 1943 года, пока наша героиня находилась на дежурстве, ее сослуживцы заслушали приказ о награждении четырех военнослужащих радиороты медалями «За боевые заслуги». В списке награжденных была и Мария Ивановна Шигина.

Вскоре 65-я армия, в рядах которой воевала наша землячка, уже отражала удары противника в ходе Курской битвы, о чем мы расскажем в следующих номерах «Маяка».

 

Из приказа командира 129-го полка связи подполковника Радовского о награждении медалью «За боевые заслуги»:

«Во время операции по разгрому вражеской группировки, окруженной под Сталинградом, тов. Шигина показала образец хорошей работы по передаче радиограмм боевым подразделениям, обеспечив бесперебойную связь. С 26 по 29 января 1943 года работала бессменно по передаче особо важных радиограмм. Несмотря на сильные помехи в эфире, тов. Шигина упорно и настойчиво добилась полной и своевременной передачи. Все радиограммы были переданы в срок и правильно оформлены. С 22 февраля 1943 года, находясь в первом эшелоне, при недостатке людей по обслуживанию радиостанций,  в течение двух с половиной суток выполняла обязанности экспедитора и разносила адресатам радиограммы, добиваясь минимального времени доставки» (с сайта «Память народа». (6+)

 


Подготовила Вероника ЦЫМБАЛОВА

Фото предоставлено Т. М. МОРЕВОЙ и из Интернета