Третья школа – одна из самых крупных в городе, больше полутора тысяч учеников, что и говорить, нагрузка на педагогический состав значительная. Но серьезность задач повышает и профессиональную планку, поэтому в коллективе подобрались сильные преподаватели, которые любят свой предмет, детей и работают с полной отдачей.
«Они обе у нас умницы, выбрать не можем» – так сказали нам в МАОУ СШ № 3 о кандидатурах для публикации, посвященной Дню учителя. Сегодня «Маяк» познакомит читателей с учителем русского языка и литературы Анной Николаевной Костяновой и учителем начальных классов Любовью Семёновной Костровой, которые пришли в профессию по зову души, призванию, да и по семейной традиции – у обеих в семьях немало учителей.
«Ребенок должен видеть читающего родителя…»
Так, у Анны Николаевны династию учителей словесности начала мама, а затем присоединились и сестры, и племянницы. В третьей школе она работает уже 16 лет, пришла сюда после окончания Шуйского педагогического университета, переехав в Кстово после замужества.
– Что важно для учителя-словесника?
– Наверное, как говорил русский историк Василий Осипович Ключевский, нужно любить тех, для кого ты это делаешь, и то, что ты делаешь. Это главный принцип моей работы.
– Чувствуете от учеников отдачу?
– Конечно, мои дети очень успешны. Выпустила один одиннадцатый класс и три девятых, очень много интересных и сильных ребят.
– Анна Николаевна, сейчас стало общим местом говорить о том, что дети мало читают, предпочитают гаджеты… Вы как учитель литературы, что можете сказать, действительно всё так плохо?
– Могу сказать, что дети читают меньше, чем нам хотелось бы, но не стоит зацикливаться только на школьной программе. Иногда дети рассказывают о современной литературе очень много интересного и нового, и с ними можно найти точки соприкосновения. И многие классические произведения вызывают интерес, если преподнести их в ином ключе. Зачастую у нас возникают очень неожиданные дискуссии.
– То есть какое-то современное прочтение классики может повлиять на интерес учеников?
– Да, стоит порой отойти от классических канонов и услышать иную точку зрения. Изучая, например, «Евгения Онегина» Пушкина, современные дети не всегда понимают образ Татьяны в ее идеальном звучании, поэтому здесь, конечно, иногда стоит говорить о семейных ценностях, которые должны быть заложены изначально. И образ Евгения Онегина в современном мире это – мажор… Нужно донести до детей, что все-таки во все времена такой праздный образ жизни, который и вел Онегин, не приветствовался и не поддерживался, но каждый имеет право исправиться… И ведь судьба Онегина нам неизвестна в конце произведения…
– Да, задуматься есть над чем… Главная задача учителя русского языка и литературы – научить ученика мыслить, анализировать?
– И излагать это грамотным русским языком. Свою точку зрения всегда нужно уметь доказать, подтвердить и она не всегда должна совпадать с нашей, учительской…
– Бывает такое, что ученики удивляют Вас неожиданными трактовками, мыслями?
– Да! С современными детьми очень интересно общаться, они нас многому учат. Да и вообще, учитель сам учится всю жизнь. Почти каждый год я прохожу курсы повышения квалификации по тем или иным направлениям, которые мне интересны, и это не только преподавание предмета, но и другие смежные специальности. Это и цифровое образование, которое сейчас очень популярно, и проектная деятельность, что в современной образовательной среде тоже очень востребована. Сейчас осваиваю театральную деятельность.
– В школе будет свой театр?
– Да, у нас организуется школьный театр. Начинаем работу, группа уже набрана.
– Что будете ставить?
– Скорее всего, начнем со сказок: народная мудрость нас сопровождает на протяжении всей жизни и понятна всем возрастам. Есть, конечно, планы замахнуться и на серьезные произведения, как говорится, «на Вильяма, понимаете ли, нашего Шекспира»… (Смеется.)
– И всё-таки, как привить любовь к чтению?
– Любовь к чтению начинается из семьи: ребенок должен видеть читающего родителя и обсуждающего то, что он прочитал. Когда родители делятся между собой, кто что прочитал, что вызвало интерес, тогда и ребенку становится интересно читать. В этом плане могу сказать, что для меня таким примером является мой папа – он ни дня не проводит без книги. И многие книги в моей жизни мне посоветовал прочитать именно он.
– Какие книги сейчас для себя открываете?
– Из детской прозы мне нравятся книги армянской писательницы Наринэ Абгарян, там и взрослым есть над чем задуматься. «Дом, в котором» – книга Мариам Петросян, которую я бы посоветовала прочитать и взрослым, и детям, одиннадцатиклассники вообще воспринимают эту книгу очень серьезно, выбирают для экзаменационных работ. Люблю произведения Дины Рубиной, есть что почитать и у Захара Прилепина, конечно, лексика местами ненормативная, но произведения заставляют и засмеяться, и поплакать.
– Что бы Вам хотелось пожелать коллегам в День учителя?
– Я бы пожелала вдохновения. Не обращать внимания на трудности, они нас закаляют и дают новый путь к достижению целей!
Любовь помогает свернуть горы
Любовь Семёновна Кострова окончила Арзамасский педагогический институт имени А. П. Гайдара. В школе № 3 Кстова работает уже 20 лет. Она сама – выпускница третьей школы, и вернуться в родные стены в качестве учителя было и радостно, и волнительно. Всегда энергична, подтянута, Любовь Семёновна, без сомнения, является для многих примером того, каким должен быть настоящий учитель. А для малышни, которая только переступает школьный порог, она порой заботливая, поддерживающая мама. Бывает, что и они окликнут ее так, по-детски: «Мама».
– У нас каждый день, как новый, и это очень интересно. Ребята еще малыши, хочется их всему научить, и к каждому нужен свой подход, – рассказывает Любовь Семёновна. – Я думаю, что практическая полезность знаний играет большую роль, поэтому в процессе обучения очень часто разбираем жизненные ситуации. Дети знают, для чего в жизни нужны знания, которые они получают. Важно это понять с первого класса.
– Как с хулиганами договариваетесь? Или их нет?
– Есть хулиганы, но достаточно просто взгляда. Я на них только посмотрю, и им сразу все понятно. (Смеется.)
– Наверное, так получается не сразу?
– Конечно, надо серьезно поработать в первом классе. Вот если ты в течение первого года обучения максимально в детей вложишь, то дальше можно работать спокойно – будет и контакт, и знания, и рабочий процесс. Да, дети разные, есть непослушные, жизненные ситуации у всех разные, но индивидуальный подход к каждому ребенку позволяет свернуть горы. Ну и нужно просто любить детей и свою профессию!
– Любовь Семёновна, знаю, что школа работает в две смены, учителям начальных классов приходится вести сразу два класса…
– Да, в первую смену у меня сейчас четвертый класс, а во вторую – второй класс. В начале учебного года всегда надо помнить, что сентябрь – это тяжелый месяц и адаптация идет у всех – и у детей, и у учителей, и у родителей, конечно. А потом всё входит в рабочий режим, расставляешь приоритеты – всё получается и всё успеваем – и работать, и своей семьей заниматься.
Отмечу, что у нас в коллективе хорошая атмосфера, в которой приятно работать. У нас очень сплоченный коллектив, мы всегда друг другу помогаем, выручаем. Когда я пришла сюда молодым учителем, я обращалась за помощью к опытным учителям, было определенное наставничество, и до сих пор эта связь поколений в школе продолжается. Сейчас уже я помогаю молодым учителям, которые приходят за советом, и всегда готова помочь, поделиться, поддержать. Везде чувствуется поддержка, администрация школы и коллектив – все работают единой командой.
Наталья Мещанинова
Фото Александра Архиреева