В свете «Маяка»

Я благодарен Богу за все

Вот уже больше месяца длится Великий пост. Для православных христиан это время особого тщательного всматривания вглубь себя, время борьбы со страстями и греховностью, период усердной молитвы и внимательного чтения священного Писания.

Помочь верующим в решении этих непростых задач призваны священники. И сегодня у нас разговор с одним из них – протоиреем Александром Николаевым, настоятелем храма в честь Казанской иконы Божией Матери села Великий Враг.
– Батюшка, для подавляющего большинства пост – исключение из рациона определенного рода продуктов и не более того. Так ли это? Или правильно делать акцент на чем-то другом?
– Церковь дает нам пост для того, чтобы мы духовно изменились. Цель его – вернуть себе образ Божий. А телесный пост лишь одно из множества упражнений, которые ведут к этой цели. Всего в году установлены четыре поста, из них Великий – самый длительный и строгий. Он приготовляет нас к празднику Воскресения Христова – Пасхе. Чтобы ограничивая себя телесно человек тоже воскрес – воскрес духовно.
Как работает пост? Ограничивая себя, я начинаю видеть, что я не таков, каким себе казался. Оказывается, я совсем другой человек! Трезво оценив себя, начинаю попытки эти отрицательные качества в себе исправлять. Конечно не стоит думать, что ты осознаешь это сразу, с первого же дня. Многим это дается лишь с годами.
– То есть не стоит сразу ждать, что теперь твоя жизнь кардинально переменится?
– Все должно быть по силам, сообразно уровню духовного развития. В идеале нужно со священником обсудить именно свой пост: и телесный труд, и молитвенный. Мы сами себя объективно оценить не можем. Лучше нас это сделает человек со стороны, тем более священник, который в этой теме прибывает ежедневно.
– Получается, что путь исправления – процесс длинною в жизнь… И здесь важно понимать, для чего это делается. Так сказать, нужна мотивация. А для этого важно почувствовать Бога, осознать Его присутствие в твоей жизни. Когда Вы сами пришли к этому?
– Боженька всегда зовет. Каждого человека. Только некоторые этого не замечают или не хотят замечать. Зовет и когда радостно, и когда горестно, когда болезни и скорби. В моей жизни, по Божьей милости, были скорби. Добрые люди подсказали пойти в храм. Именно там я сердцем почувствовал: это то, что я искал всю свою жизнь. Со временем игумен Александр (Лукин), ныне архимандрит Благовещенского монастыря, благословил стать священником.
Бог ведь везде! Он дышит любовью. Ради нас грешных Он пришел в этот мир, стал человеком, принял страдания, умер и воскрес – чтобы и мы воскресли! От того нам Бог нужен всегда: и днем, и ночью. И к счастью, людей, которые это понимают, немало. Это вижу по своему приходу. Отношения с Богом у многих складываются.
– Каковы были Ваши первые впечатления по приезду на Кстовскую землю?
– Сам я родом из Богородска. В 1997 году владыка Николай (Кутепов) направил служить в Великий Враг. Приехал сюда 31 июля, как раз перед вечерней службой на праздник Серафима Саровского. Помню, как зашел в храм, так и застыл в изумлении! Я почувствовал, что здесь все буквально живое! До этого бывал во многих храмах и монастырях, но такого никогда не видел. Воздух буквально дышит… Иконы дышат. Это ощущение памятно мне до сих пор. Уже позже я узнал, что молитва здесь не прерывалась веками. В советское время храм был закрыт всего семь лет (с 1937 по 1944 год) и не использовался ни как склад, ни как что-то другое. И к слову, отношение к церкви у жителей Кстовского района было отличным. Это было удивительно в то время. Например, у нас в Богородске, где большевиками были разрушены и закрыты все храмы, люди (особенно инженеры, учителя, врачи) побаивались в храм ходить, делали это украдкой. Здесь же в этом плане было спокойнее, более открыто. Видимо, сказывался тот факт, что службы здесь не прерывались. К тому же отца Григория (Долбунова) очень многие знали, любили. Он, как солнышко, всех притягивал.
– В Нижегородской митрополии Вы числитесь как ответственный за реализацию концепции по утверждению трезвости и профилактики алкоголизма. В селе Семеть Кстовского района под Вашим началом открыт и работает реабилитационный центр для химически зависимых «Трезвение». Как пришли именно к этой теме?
– Специально этим заниматься не собирался. Так по Божией милости вышло. Когда начал здесь служить, то заметил, что в течение нескольких лет местное великовражское население буквально вымерло. Причина – алкоголизм.
Также приходило много учителей, которые жаловались, что в школу цыгане приносят наркотики и продают их детям. Они искали помощи, совета. А знаний соответствующих на ту пору было мало. Стали с неравнодушными прихожанами искать информацию, изучать проблему. Бог послал людей. Лекцию профессора Владимира Жданова «Алкогольный террор против России» пересмотрел раз семь, наверное. Завязалась с ним переписка. Оказалось, что соратник профессора – президент Международной академии трезвости Александр Николаевич Маюров – живет в Нижнем Новгороде.
Так родился цикл встреч с учащимися. Администрация Кстовского района как всегда с удовольствием откликнулась на наше предложение. Объехали все наши учебные заведения и многие предприятия с лекциями. После чего родился вопрос: ниву мы распахали, а дальше-то что? И в 2008 году на базе ДДЮТ был создан семейный клуб «Трезвение». Он объединил и зависимых, и созависимых, и просто людей, которым эта проблема была не безразлична. Также нам очень помогла нарколог-психолог Наталья Николаевна Матвиенкова, настоящий профессионал своего дела. Наши активисты ездили на обучение в Москву, Санкт-Петербург, накапливали опыт. Появилось видение, как должна строиться работа с зависимыми.
– В этом году великовражский храм в честь Казанской иконы Божией Матери отмечает свой 230-летний юбилей. Многое ли изменилось с тех пор, как Вы впервые оказались на этой земле?
– Я благодарен Богу, что Он поставил меня трудиться именно сюда. Мне кажется, у нас особенные прихожане. Очень интересные люди, удивительной веры, отношения к жизни, Богу, семье, Родине. У прихода много традиций, которые сохраняются десятилетиями. Помню многих людей. Интересно наблюдать, как сменяются поколения прихожан. Радуюсь молодежи. Бабушкам радуюсь. Вспоминаю случай. Лет 15 назад это было. У старенькой бабушки Анны с сердцем бывало плохо. Иногда и падала во время службы, так как голова у нее кружилась. Мужчины выводили ее в притвор. Однажды я по глупости сказал ей: «Анна, ну раз тебе уже так трудно службу выстаивать, то сиди дома!» А она с такой любовью на меня посмотрела и говорит: «Батюшка, а как ведь без этого… Я этим живу, этим дышу!» Вот такой урок мне был.
Еще очень радостно, что в последнее время стало много мужчин к вере приходить. Помню, в первые годы моего служения их на службе было человек 5–10. А сегодня мужчин почти полхрама стоит. И особенно радует, что они живут в трезвости, изучают священное Писание, семьей занимаются. Они – надежда наша. Ничуть не умоляя достоинства женщин, хочу признаться, что молитва мужчины – это совсем другое. Просто поверьте.
– Спасибо Вам за беседу! И напоследок немного необычный вопрос. Представим, что Господь прямо сейчас мог бы осуществить любую Вашу просьбу. Что бы Вы попросили?
– Царствия Небесного. Это моя мечта! Я, конечно, грешник, но прошу милости Его ко мне…

Автор Надежда Носкова
Фото предоставлено автором