В свете «Маяка» Встреча для вас

В ответе за наш комфорт

В третье воскресенье марта отмечается День работников торговли, бытового обслуживания населения и жилищно-коммунального хозяйства.

Когда работа налажена, мы, простые жильцы многоквартирных домов, принимаем как данность, что в квартирах есть все коммунальные блага, не задумываясь о том, что круглосуточное обеспечение этого комфорта – непростой труд. «Это самоотверженный труд, без выходных и праздников», – рассказывает о коллегах начальник управления ЖКХ и инженерной инфраструктуры администрации Кстовского муниципального района Александр Спирин, с которым корреспондент «Маяка» встретился в канун профессионального праздника.

–  Александр Николаевич, поделитесь итогами года…

–  Наверное, следует начать с отопительного сезона. В 2020 году он стартовал раньше обычного – 17 сентября. Мы осознанно пошли на этот шаг, учитывая опыт прошлых лет: не стали дожидаться плюс восьми градусов в течение пяти суток. Было понимание, что такую махину, как теплоснабжение всего города и района, в один момент мы запустить не сможем. Совместно с ПАО «Т Плюс» была разработана программа пуска, плавно зашли в гидравлический режим и к моменту наступления тех самых нормативных температур мы были готовы к открытию задвижек у потребителей тепла.

Пуск прошел ровно, без жалоб, но проблемы начались потом, когда понизилась температура воздуха, посыпался шквал жалоб от жителей на то, что в квартирах холодно. Причиной было то, что поставщиком тепловой энергии на каждом потребителе ставятся так называемые «шайбы» – сужающие устройства, которые необходимы для наладки гидравлической системы. И в некоторых случаях (с каждым годом их все меньше, в этом году оказалось порядка 11 объектов) с диаметром «шайб», если сказать в кавычках, не угадали.

Но с «Т Плюсом» мы оперативно все отработали, поставщик тепла ежегодно пересматривает параметры, диаметры сужающих устройств, и в итоге к полноценному морозному периоду мы вышли на нормативные параметры по температурам в квартирах. Хотя, конечно, оставались локальные жалобы по отдельным стоякам и подъездам – это уже работа управляющих компаний, мы со своей стороны за собой оставляли лишь контроль.

Если смотреть в целом на отопительный сезон, то отмечается положительная динамика – снижение количества жалоб от населения.

– Прошедшая зима была морозной, с существенным понижением температур, как это отразилось на аварийности и состоянии коммунальных сетей?

– Могу сказать с уверенностью только одно – система теплоснабжения справилась. Серьезных технологических нарушений не было. Имеют место быть несколько аварий, но это рабочий момент.

В рамках подготовки к отопительному периоду помимо системы теплоснабжения мы всегда профилактически готовим и систему водоснабжения. Некоторые эксперты ставили под сомнение необходимость проведения таких работ, а нынешняя зима показала, что без водоснабжения не будет и тепла.

Этой зимой у нас, к сожалению, произошел рост аварийных ситуаций на сетях водоснабжения, что приводило к риску остановок котельных. По большей части это касается сельской местности.

Но благодаря тому, что система водоснабжения на селе сейчас находится в концессии у Нижегородского водоканала, используя его мощь и ресурс, способность привлечения сил и средств, все технологические нарушения были устранены в нормативные сроки.

Вторая проблема, которой у нас не было с 2009 года, это массовое промерзание водопроводов. Казалось бы, высокий снежный покров и сильных морозов было не так уж много, но… При температуре в –32…–33 все было нормально, замерзания пошли, когда на улице стало теплеть, и началось – старое Кстово, поселок Приволжский, села Ближнее Борисово, Подлёсово – в основном это была проблема частного сектора.

Чаще замерзал ввод трубы в дом – объект ответственности собственника. В большинстве случаев такие проблемы стараемся оперативно решать. На некоторые случаи приходилось выезжать самому, чтобы выступить некоторым арбитром между водоканалом и собственником, есть случаи, когда собственники монтировали водопровод с нарушением норм.

В нашей климатической зоне глубина промерзания составляет примерно 1 метр 70 сантиметров, а большинство вводов, на которые я выезжал, были смонтированы на глубине полутора метров.

Большинство частных домов промерзли именно из-за того, что в нарушение норм водопроводы были смонтированы не на нужной глубине. Есть локальные жалобы, например, вот на днях разбирались с таким случаем на улице Горького в старой части Кстова, где водопровод смонтирован не из тех материалов – обычным металлопластиком для внутренних работ.

–  Какие задачи сегодня стоят перед управлением ЖКХ?

–  На сегодняшний момент мы актуализируем или, можно сказать, разрабатываем новые правила благоустройства, где четко пропишем обязанности по уборке прилегающей к домам территории. Много спорных моментов: и земельный вопрос, и вопрос к дорожным службам. У главы администрации этот вопрос на контроле, нам – ЖКХ – и дорожникам поставлена задача – за 1е полугодие 2021 года эту работу нужно довести до конца, чтобы в следующую зиму войти с понятной картиной того, кто и что содержит.

Кроме дворов и ступенек, наледи на козырьках, обильный снежный покров этой зимой сыграл свою негативную роль и на состоянии кровель: управляющие компании не успевали расчищать крыши до нормативного состояния. Получается эффект бассейна: снег лежит, воронка ливневки замерзает и растаявший снег находит ход в другом месте. Как итог – в этом году мы уже отмечаем заметный рост увеличения количества жалоб на протекание кровель.

Сейчас происходят совместные выезды по адресам, мы тоже подключились, чтобы жителей не оставлять один на один с управляющими компаниями – составляем акты возмещения ущерба. Пока случаев отказов от управляющих компаний не было. Вину за собой признают, но от этого, конечно, не легче – ущерб все равно причинен и впереди предстоит большая работа.

Следующий проблемный момент, который мешает системе ЖКХ нормально работать – это блок бесхозного имущества – сети водоснабжения, электрики. В 2020 году мы плотно отработали блок газоснабжения, количество бесхозных объектов в этой сфере стремится к нулю. Пока остро стоит вопрос по сетям электроснабжения, необслуживаемым водопроводным коммуникациям, в том числе в поселке Приволжском, старой части Кстова. Речь идет о самовольно построенных линиях, которых нет на нашем обслуживании.

–  Тема капитального ремонта домов всегда стоит достаточно остро: собственники ежемесячно платят сумму по строке «Капремонт» и хотят видеть отдачу, какие перспективы в плане ремонта у кстовского жилого фонда?

–  Заказчиком выполнения капитального ремонта является Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Нижегородской области. С 2014 года у нас сформирована программа капитального ремонта жилого фонда района, с 2015 года мы ее реализуем. Темп реализации слабый, можно сказать, провальный.

–  Почему сложилась такая ситуация?

–  На торги, проводимые Фондом, выставляются очень большие лоты, порядка 30–50 домов, подрядчик, выигравший такое количество, физически не справляется с объемом ремонта. Например, по прошлому году было заключено порядка 180 контрактов по разным видам работ и около 120 в конце года попали под расторжение. Также важно выстроить взаимодействие с Фондом, на данный момент идет формирование перечня домов, которые включат в капремонт на 2021 год, мы пишем письма с приоритетными кстовскими адресами, которые нужно включать в список капремонта в первую очередь. Учитывая трехлетний опыт работы, хотим в ручном режиме довести работы до логического завершения, скажем так, до первого работника на стройку. Надеюсь, что проблему решим, понимание первоочередных задач есть.

Есть задумки забрать на район функции технического заказчика капитального ремонта.

–  Что это даст?

–  Станет прозрачной организация работ, мы будем торговаться не такими большими лотами. Может быть, упадет темп реализации работ, мы не будем заявлять по 50 домов, но реально делать по 11. Есть много технических нюансов, но задача поставлена, и сейчас администрация прорабатывает этот вопрос.

–  Есть положительный опыт смены технического заказчика в Нижегородской области?

–  Да, это города Дзержинск, Бор, Семёнов – они перешли на новую систему больше двух лет назад. Я к ним ездил, общались с коллегами, честно скажу, профессионально завидно. Они торгуются не объемами, а количеством комплексных завершенных капитальных ремонтов. И людям виден результат. У нас проблема же еще заключается в том, что разделены виды работ: в один год сделали крышу, в другой год запланировано отопление. Комплексность – один из принципов, который мы хотим реализовать.

– Нельзя не коснуться темы уборки мусора…

– С этого года проблемами вывоза твердых коммунальных отходов (ТКО) занимается управление ЖКХ. Пытаемся выстроить отношения с региональным оператором, но проблемным моментом остаются подбор и вывоз крупногабаритного мусора. Ситуацию усугубляет разное трактование самого понятия «крупногабаритный мусор». Минэкологии трактует одним образом, у регионального оператора свои формулировки. Осенью мы столкнулись с завалом площадок на территории Кстова, после ряда совещаний у главы администрации пришли к решению, но решение было локальным, рассчитанным на осень. Сейчас у нас впереди месячник по благоустройству, и, я думаю, к проблеме вывоза негабаритного мусора мы вернемся, и остро. Наша задача на весну – привести площадки в соответствие с требованиями СанПиН и выстроить отношения с региональным оператором по вывозу.

Есть еще один момент: подбором мусора и содержанием контейнерных площадок на территории города Кстово занимается МБУ «Благоустройство». Вопрос стоит в том, что в муниципальном задании у него есть часть объемов по подбору мусора. Но выделяемых средств на выполнение этого объема работ не хватает. Сейчас два варианта: либо мы выстраиваем отношения с региональным оператором, либо мы добавляем денег в рамках муниципального задания и этот вопрос закрывает МБУ «Благоустройство».

–  Александр Николаевич, какие слова Вы адресуете коллегам накануне профессионального праздника?

–  Я вырос в семье коммунальщиков и с детства знаю и вижу, что такое – работа в системе ЖКХ. Поэтому в первую очередь хочется сказать спасибо семьям работников жилищно-коммунального хозяйства за терпение, а самим работникам – слова благодарности за их по-настоящему самоотверженный труд. Прошедшие недавно праздники – 23 Февраля и 8 Марта мы в прямом смысле проторчали на траншее – это говорит о многом. Мужчины вместо того, чтобы топить баню, жарить шашлык или покупать женщинам тюльпаны, работали. Сколько работников ЖКХ зимой днями и ночами дежурят в подвалах, устраняя аварии! Хочется пожелать всем тепла, уюта и света, а все остальное – сбудется!

Наталья МЕЩАНИНОВА
Фото Александра АРХИРЕЕВА