Культура

Звон из глубины веков

В 2022 году храм Казанской иконы Божией Матери села Великий Враг отмечает свой 230‑летний юбилей. Однако история возникновения этого святого места на Кстовской земле идет далеко вглубь столетий. Предлагаем нашим читателям перенестись несколькими веками назад в прошлое и почувствовать, насколько непросты и интересны места, знакомые нам с детства.

XIV–XV века

Впервые слова молитв на Великовражской земле зазвучали еще в конце XIV века, когда на высоком берегу Волги была основана Великовражская пустынь. Откуда и как пришли сюда монахи? Случилось это в те времена, когда Русь, будучи истощенной татаро-монгольским игом, начала подниматься против поработителей.

В 1370-х годах в Москве был основан Симонов монастырь. Его основатель преподобный Фёдор был любимым племянником Сергия Радонежского. А сам игумен земли Русской считал Симонов монастырь «отраслью» Троице-Сергиевой лавры.

В 1380 году преподобный Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Донского на сражение с Мамаем, а также отправил с ним в поход хорошо владеющих оружием иноков Александра Пересвета и Андрея Ослябю.

Предание гласит, что битву на Куликовом поле открывал поединок Пересвета и доселе непобедимого ордынца Челубея. Несмотря на то, что монах первым получил смертельное ранение, он смог выбить из седла своего противника и победить его. Это еще более укрепило русских воинов в вере в благоприятный исход сражения.

После Куликовской битвы в качестве благодарности Господу и монахам монастыря, Дмитрий Донской пожаловал обители многочисленные земельные угодья, в том числе и в пределах нынешнего Кстовского района.

Здесь монахи занимались рыбной ловлей, возделывали земли и, конечно же, безустанно молились.

 

XVI–XVII века

Документы конца XVI века указывают, что в Великовражской пустыни было два церковных престола: в честь Божией Матери и в честь Николая Чудотворца. Но поскольку Казанская икона Божией Матери была явлена миру только в 1579 году, предполагают, что древнейшим был именно Никольский престол. Да и сама обитель была посвящена Николаю Мир Ликийских Чудотворцу – одному из наиболее почитаемых на Руси святых.

Также известно, что в феврале 1548 года, во время первого завоевательного похода на Казань, царь Иоанн Грозный со своим войском проходил вниз по Волге мимо села Великий Враг. Тогда же он подарил инокам монастыря икону Николая Чудотворца.

После наступают смутные времена, которые оканчиваются в 1612 году изгнанием поляков из Москвы. Управление страной в свои руки берет первый русский царь из династии Романовых – Михаил Фёдорович. Он же в 1628 году пожаловал в Великовражскую пустынь храмовую Казанскую икону Божией Матери, столь любимую и почитаемую нашим приходом.

Икона эта явилась одним из самых ранних списков с подлинного казанского образа. Отметим, что в нижней части киота помещено изображение «Избавление Москвы от поляков в 1612 году». Видимо, эта работа была выполнена по желанию самого государя. И стала своего рода подтверждением особой признательности нижегородцам, которые внесли неоценимый вклад в освобождение страны от иноземцев.

 

XVIII–XIX века

В середине XVIII века Великовражскую пустынь упразднили. Большую часть имущества перевезли в московский Симонов монастырь, а церкви стали считаться приходскими.

В 1777 году здесь случился сильный пожар, истребивший все постройки, в том числе и церкви пустыни.

Только спустя 11 лет, в 1788 году, на месте монастыря прихожане построили небольшой деревянный храм во имя Тихона Амафунтского Чудотворца.

А еще через четыре года, в 1792 году, великовражцы возводят ныне существующий храм в честь Казанской иконы Божией Матери. В ту пору он был еще однопрестольным.

Поначалу храм не отапливался. Богослужения в нем проходили лишь весной и летом, начиная с Пасхи. А в холодное время года служба шла в теплой Тихоновской церкви, которая просуществовала до 80‑х годов XIX столетия. По причине ветхости в 1887 году ее здание разобрали. Взамен этого в трапезной Казанского храма был устроен придел во имя святителя Николая Чудотворца. А лес, оставшийся после сноса, пошел на отопление самой церкви. В ней к тому времени уже были сделаны печи. На месте, где располагался престол Тихоновской церкви, в 1900 году была возведена деревянная часовня, существующая и поныне.

 

ХХ век

В начале ХХ века храм в Великом Враге посетил по-читаемый молитвенник, ныне святой, протоиерей Иоанн Кронштадтский. Весть о том, что в село прибыл известный на всю страну священнослужитель, мгновенно облетела жителей всех соседних деревень. Казанский храм с трудом вместил всех желающих попасть на литургию, которую возглавил отец Иоанн.

После Октябрьского переворота в Казанском храме еще теплилась молитвенная жизнь. Закрыта церковь была лишь в 1937 году после того, как ее настоятель отец Михаил Сигрианский был репрессирован.

В течение семи лет местная власть предпринимала попытки по-своему распорядиться церковным зданием и его имуществом. Но все они оказались безрезультатными. Простые местные жители, сохранившие в своем сердце искреннюю веру в Бога, давали на то твердый отпор.

Богослужения в Казанском храме были возобновлены на Пасху 1944 года и с тех пор не прекращались. И по сей день каждое воскресенье храм полон народа – и взрослыми, и детьми. А на Причастие к Святой Чаше всегда выстраивается длинная очередь. Жизнь этого веками намоленного, благодатного места продолжается…

При храме действует воскресная школа, создана военно-патриотическая дружина в честь святого благоверного князя Димитрия Донского. Активную работу ведет семейный клуб «Трезвение», основной деятельностью которого является помощь людям с химическими зависимостями, а также их родственникам.

Хочется верить, что знаменательная история этого святого места продолжится еще на многие лета. И его будущее будет поистине достойно его великого прошлого.

Надежда Носкова
Фото предоставлено автором