В свете «Маяка» Встреча для вас Кстовчане Культура Люди и жизнь

«Эпоха нашего кино начинается уже сейчас…»

27 августа в нашей стране отмечается День российского кино. О том, какое будущее ждет современное нижегородское кино, а также о специфике работы с известными актерами мы поговорили с автором документальных фильмов для Первого канала Натальей Усковой. С некоторых пор наша героиня – кстовчанка, она живет в деревне Крутой Кстовского округа и работает в администрации Большеельнинского сельсовета специалистом по связям с общественностью, а также курирует работу досугового центра «Арт-Аура».

– Наталья, расскажите, как пришли в документальное кино? Чем занимались до этого?

– По профессии я – журналист, и моя деятельность на этом поприще начиналась в Нижнем Новгороде. Я работала на ГТРК «Нижний Новгород», там занимала должность редактора отдела криминальных новостей. Потом по приглашению я переехала в Москву, где начала работать в дирекции документального кино Первого канала, именно там я получила свой первый опыт в документалистике. Я снимала документальные ленты разной жанровой направленности: были и научно-популярные фильмы, и фильмы-портреты, такие, как, например, «Александр Збруев. Мечта одинокой женщины», снятый к юбилею известного актера.

– Об этом проекте хотелось бы услышать поподробнее. В чем заключалась специфика работы над этим фильмом?

– Знаете, заполучить Александра Збруева в качестве главного героя фильма уже было удачей. И тогда перед нами стояла непростая задача – показать профессионального актера таким, таким он является на самом деле. Помню, после того, как я записала с ним генеральное интервью, я приехала в редакцию и с порога заявила своему шеф-редактору: «Это провал!» Почему? Да потому что в этом интервью он не был самим собой, он играл! Он выстроил целый образ, в котором захотел предстать в этом фильме. И не было той живой эмоции, той искры, которая показала бы зрителю его настоящий характер.

И вот мы всей командой сидели и думали, что же может оживить этот фильм. И кто-то вспомнил, что слава пришла к Александру Викторовичу, когда он был, по сути, еще мальчишкой, а в ту эпоху вся Москва гоняла голубей. И мы решили – вот оно! Привезли нашего героя в голубятню, причем до последнего не говорили ему, куда едем. И наши ожидания оправдались: впервые увидев тех голубей, Александр Викторович наконец выдал нам ту неподдельную, живую эмоцию, которую сыграть было бы просто невозможно! И вот эта «искорка» прошла лейтмотивом через весь фильм.

– Шанс поработать с личностями такого калибра, как Александр Збруев, выпадает далеко не каждому. Однако в какой-то момент Вы решили отказаться от работы на Первом канале и уехали жить в Норильск. С чем связан такой выбор?

– Всё просто: мой муж – коренной норильчанин. Он вдруг решил вернуться на малую родину, и я, словно жена декабриста, последовала за ним. (Смеется.) В Норильске я в основном, конечно, занималась теорией: писала монографии, учебники, методические пособия, также написала диссертацию, сдала кандидатский минимум. По приглашению возглавила кафедру журналистики в филиале Московского государственного университета культуры и искусств, проводила там лекции для студентов. Но работу над документальным кино не забросила: одним из проектов, снятых мной в Норильске, стала лента «По следам таймырского мамонта». Вот Вы знали, что давным-давно Таймыр являлся естественным ареалом обитания мамонтов? Когда я об этом узнала, то сразу решила снять об этом фильм. Интересно же! Как видите, даже так далеко от дома и привычной среды без дела я не сидела, занималась тем, что нравится.

– Тем не менее полтора года назад вы вернулись на малую родину, в Нижегородскую область. Решили заняться разработкой кинопроектов здесь?

– Честно говоря, тогда я об этом даже не думала. Но, знаете, когда вернулась, я встретилась со своими бывшими коллегами, людьми, с которыми работала в прошлом над программой «Закон и порядок» – это сотрудники ФСБ и прокуратуры, многие из них уже в отставке. И вот разговариваем мы о былом, вспоминаем о нашей совместной деятельности, и я у них спрашиваю: «Скажите, когда вы были счастливы?» И в ответ на этот вопрос они мне показывают ряд документальных фильмов о работе органов государственной безопасности и внутренних дел, которые они снимали совместно с ГТРК. И глядя на их счастливые лица, я поняла, что вот это творческое дело, эти съемки приносили им истинную радость, счастье и удовлетворение, которых порой так не хватало им на фоне той суровой работы. Да, представьте себе, что и среди сотрудников правоохранительных структур есть киноманы! Для многих из них создание кино – это мечта, которой они хотели бы достичь, и дело, которым они бы хотели заниматься. И я решила им в этом помочь.

– Как именно?

– Вместе с моими друзьями мы создали проект «Наше кино», вокруг которого уже сформировывается креативное киносообщество, готовое работать и творить. Я взяла на себя роль менеджера. Моя задача – организовать процесс: наладить связи, устроить встречи, сделать так, чтобы нужные люди нашли друг друга.

Вот, например, мой друг, работник прокуратуры Нижегородской области в отставке, в настоящее время работает над сценарием художественного фильма. Узнав об этом, я организовала встречу с известным продюсером, и как результат: проектом заинтересовалась крупная московская кинопроизводящая компания, и если все пойдет по плану, то скоро мы увидим его в формате сериала, и не где-нибудь, а на Первом канале.

– А сами Вы не планируете заниматься творческой работой? Неужели нет истории, которую хотели бы рассказать как автор?

– В настоящее время я рассматриваю несколько направлений для деятельности: это социальная реклама и документальное кино. И хотя я сейчас выступаю в качестве организатора процесса, тем не менее у меня есть свои авторские задумки. Я ухватилась за идею снять игровой фильм. Знаете, художественное кино, оно, как ребенок: его нужно вынашивать, рожать, лелеять. На производство одной ленты могут уйти годы. Так вот сейчас я нахожусь в процессе ранней разработки короткометражного фильма, который расскажет историю про русского человека, в ней затронута наша духовность, наша национальная философия. Причем идея этого фильма пришла ко мне во сне! (Смеется.) И знаете, я обязательно сниму этот фильм. Так как считаю, что сейчас самый подходящий момент для того, чтобы рассказать эту историю.

– Как сейчас обстоят дела с кино в нашем регионе? Много ли фильмов снимается в год?

– Нет, не так много, в других регионах заметно больше. Но у нас есть свое профессиональное киносообщество, которое занимается производством своих авторских проектов. Вот, например, недавно была на премьере нижегородского фильма, кстати, в кстовском кинотеатре его тоже показывали. Причем этот фильм выходит в прокат уже второй раз, и, что важно, зритель на него по-прежнему идет. Это говорит о том, что наш народ уже дорос до того, чтобы смотреть свое кино.

– А какие жанры у Вас в приоритете?

– Мою команду интересует историческое кино. Почему именно историческое? Да потому что нужно помнить и чтить свое прошлое, ведь, к сожалению, находится много желающих его переписать на новый лад.

Мы, жители России, должны оставаться верны себе, своей национальной идее, своей Родине. И главная наша цель – производить такое кино, которое воспевает наши национальные культурные ценности и духовные традиции, приобщает наших соотечественников к многовековому величию государства Российского.

– Наталья, каким Вы видите будущее нижегородского кино?

– Я думаю, что все, что сегодня происходит и в нашей стране, и во всем мире, серьезно затрагивает сферу культуры, в частности кино. И это, как ни странно, дает импульс для развития нашего кинематографа. Да, это действительно так! И на мой взгляд, сейчас самое время этим заниматься. У нас все для этого есть: и талант, и энтузиазм, и идеи. Все остальное приложится. Вы знаете, я действительно думаю, что очень-очень скоро мы доживем до нашего большого нижегородского кино. И его эпоха начинается уже сейчас.

 

Ксения Гончарова
Фото Александра Архиреева