Встреча для вас Кстовчане

Сельский учитель

О секретах профессионального мастерства учителя начальных классов Новоликеевской средней школы, победителя областного педагогического конкурса Ольги Васильевны Коровиной

В каждом ребенке таится сокровище. В этом убеждена учитель начальных классов Новоликеевской средней школы Ольга Васильевна Коровина, чьи профессионализм и творческие идеи отмечены на региональном и федеральном уровне. Ольга Васильевна награждена почетными грамотами Министерства просвещения Российской Федерации и министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области. В этом году наша героиня стала победительницей конкурса на присвоение премий лучшим учителям Нижегородской области за достижения в педагогической деятельности. В преддверии отмечаемого 5 октября Всемирного дня учителя Ольга Васильевна поделилась секретами своего профессионального мастерства с корреспондентом «Маяка».

Учитель-дирижер

Перед тем как начать беседу с Ольгой Васильевной Коровиной, я побывал на одном из ее занятий во 2 «А» классе. Это был урок окружающего мира — пятый по расписанию. Вспоминая себя во втором классе, я предполагал, что на занятии подуставшие к концу учебного дня дети будут много отвлекаться, но ошибся. С первых же минут ученики проявили неподдельный интерес к изучаемой теме: «В гостях у осени». Урок начался с игры в синоптиков. Ольга Васильевна попросила четырех добровольцев посмотреть в окно и охарактеризовать погоду. С серьезным видом рассмотрев пейзаж, ребята сделали свои «экспертные» заключения, оживленно обсудив которые класс пришел к общему выводу: осень вступила в свои права.

Далее ребятам предстояло разобрать природные явления, отличающие это время года от других. Ольга Васильевна задавала мальчишкам и девчонкам наводящие вопросы, отвечая на которые они составили исчерпывающую картину осенней поры. Урок напоминал слаженную игру оркестра, где учитель выступал в качестве дирижера. Ребята не отвлекались и постоянно тянули руки. Наблюдая за ходом занятия, не переставал удивляться той легкости, с которой Ольге Васильевне удается удерживать внимание класса, и поймал себя на том, что сам не могу отвлечься от того, что рассказывает учитель. Как выяснилось позже, я присутствовал на уникальном, единственном в своем роде уроке…

Уроки без шаблонов

В общей сложности стаж Ольги Васильевны в системе образования составляет более 30 лет, большую часть из которых она работает учителем начальных классов. С 2015 года наша героиня преподает в Новоликеевской средней школе. «За последние три десятилетия в сфере начального образования, конечно же, изменилось очень многое, а самое главное — изменились дети, которых мы учим», — говорит наша героиня.

Поэтому Ольга Васильевна следует важному профессиональному правилу: никогда не работать по шаблону. «Каждый новый мой класс не похож на предыдущий и требует к себе особого подхода. Поэтому из раза в раз я готовлю уроки на одни и те же темы заново. У меня нет и никогда не будет никаких проверенных годами планов и сценариев уроков. Убеждена, что каждое занятие должно быть единственным в своем роде»,— говорит учитель.

Уникальными уроки Ольги Васильевны, по ее словам, делает и то, что каждый из них она готовит с учетом особенностей как класса в целом, так и отдельных учеников, стремясь к тому, чтобы все ребята смогли проявить себя на занятии. Каждый раз наша героиня заново готовит способ раскрытия темы и подачи материала, индивидуальные задания для учеников, а также необходимые наглядные пособия, играющие в процессе обучения особую роль.

«В начальных классах визуальная составляющая урока особенно важна, поскольку детям младшего школьного возраста для усвоения материала необходимы яркие образы», — говорит Ольга Васильевна.

Как вспоминает наша героиня, раньше в поисках нужной картинки она перебирала кипы журналов, если же ничего не находила, брала в руки цветные карандаши и рисовала сама. «Сейчас мне на помощь приходит Интернет. Во Всемирной паутине, на специальных электронных образовательных ресурсах, я нахожу не только нужные изображения, но и нередко целые презентации, которые можно показать ребятам на виртуальной доске. Это, конечно же, облегчает работу», — рассказывает Ольга Васильевна.

Свой подход наша героиня распространяет на все преподаваемые ею предметы: математику, литературное чтение, музыку, русский язык, технологию, изобразительное искусство и окружающий мир. Последний из названных предметов Ольга Васильевна ведет по собственной программе, с которой победила на областном конкурсе. «Цель разработанной мною программы — научить детей получать знания не только от учителя и из учебников, но и самостоятельно, проводя небольшие исследования, анализируя полученные данные. Именно поэтому на уроках окружающего мира мои ученики, в частности, играют в синоптиков и ищут ответы на разные вопросы. Кроме того, ребята завели специальные тетради, где будут отмечать свои наблюдения за природой», — пояснила Ольга Васильевна.

Как известно, в учительском деле мало просто иметь светлую идею, нужно еще и суметь заинтересовать ею учеников. «В первую очередь нужно добиться того, чтобы ребята тебя слушали. Для этого я, конечно же, использую разные приемы, но самый мой любимый — голосовой. Когда вижу, что ученики отвлекаются,  незаметно начинаю говорить тише и тише, тогда они один за другим обращают свои взоры и внимание на меня, — рассказывает учитель. — Другой прием, который я постоянно применяю, навеян современностью. Дело в том, что для многих нынешних детей характерно так называемое «клиповое сознание». Современные мальчишки и девчонки лучше всего воспринимают информацию, когда она подается динамично и разнообразно. Поэтому на своих уроках я стараюсь делать так, чтобы обсуждение одного вопроса занимало не более пяти минут, иначе ребята могут заскучать».

В каждом ребенке таится сокровище

Как педагог Ольга Васильевна считает своим долгом сформировать условия для того, чтобы ученик проявил талант и лучшие качества. «В каждом ребенке таится сокровище, и долг учителя — его разглядеть», — говорит она.

Развивает потенциал своих учеников Ольга Васильевна, раздавая им ответственные поручения. «Дети, которые часто любят пошалить на уроке (их называют неуправляемыми), как правило, обладают неиссякаемой энергией, которую я стараюсь направить в созидательное русло — нередко прошу ребят помочь мне в подготовке занятия: принести  то или иное пособие, поучаствовать в тематическом оформлении класса. Они с радостью соглашаются и в результате относятся к уроку куда ответственнее. Ведь никто не хочет портить то, что сам готовил, — говорит Ольга Васильевна. — Если я вижу, что ребенок явный гуманитарий, даю ему задание, связанное с творчеством, например, прошу его сочинить небольшую сказку. Детям же с математическим складом ума, как правило, свойственна педантичность. Их я привлекаю к проверке работ одноклассников».

Для меня не стало неожиданностью, что такой творческий учитель, как Ольга Васильевна, кроме уроков ведет танцевально-театральный кружок, где, разыгрывая сценки и обучаясь танцам, ребята приобщаются к прекрасному и реализуют свои лучшие качества…

Прощаясь с Ольгой Васильевной, я искренне признался ей: «Жаль, что не могу быть Вашим учеником».

 


 

Алексей СКОТНИКОВ

Фото автора