Кстовчане

Погранвойска – щит нашей Родины

28 мая  исполнится  100 лет со дня образования Пограничных войск России

«Маяк» начинает цикл статей, посвященных тем, кому довелось служить на границах нашей необъятной Родины и кто сегодня с гордостью носит звание пограничник. Первым об особенностях службы в погранвойсках нашим журналистам рассказал председатель кстовской первичной организации ветеранов-пограничников Владимир Викторович Завьялов.

  – Владимир Викторович, служить в погранвойсках было Вашей мечтой или так сложилось?

– С детства мечтал пойти в армию, и только в морфлот или в погранвойска. Готовился к этому: занимался спортом, борьбой самбо. Но когда меня призвали, до последнего не знал, куда попаду. Провожали  меня  9 ноября 1982 года. А десятого числа  нас уже привезли на вертолете в Душанбе. Это был запоминающийся день – умер генсек Леонид Ильич Брежнев. Нас доставили в Пянджский пограничный  отряд, и только тогда я понял, что мечта моя сбылась. Быть пограничником – это особая гордость.  Погранвойска – это щит нашей Родины. Мы первые, кто принимает бой и дает отпор врагу.

  – Каким он был – первый день в отряде пограничников?

– Вы знаете, это был самый веселый день за всю историю службы. Как только мы приехали, старшие товарищи, те, кто уже служил не первый месяц,  пугали нас, еще совсем глупых мальчишек, что мы даже и до утра не доживем, как трудно нам придется. Дожить – дожили, а вот выспаться не пришлось. В ту ночь выпало очень много снега, деревья превратились в огромные снежные снопы. Была поставлена задача – стрясти снег с каждого дерева. Вот этим мы и занимались до полудня, пока не вышло солнце и снег не растаял  самостоятельно. Но веселье длилось недолго. Служить нам довелось во время Афганских событий.  Мне пришлось пройти ускоренную сержантскую «учебку», а после, в конце января 83-го, нас перекинули в Афган. Местечко называлось Тулукан. Это примерно 30 километров от нашей границы. Там пришлось повидать многое. Я был ранен, контужен – вспоминать тяжело. Но сейчас уже есть четкое понимание – мы добросовестно выполнили свой долг. За 10 лет Афганского вооруженного конфликта ни один караван не пришел в Союз с наркотиками.

  – Изменилась ли ваша жизнь после службы?

– Я сам изменился. Уходил юнцом – ветер в голове. День прожил и ладно. Пришел совершенно с другими взглядами на жизнь. Изменилось отношение ко всему:  к родителям, к дому, к родине. К понятиям любви, дружбы, семьи. Как сейчас помню первую встречу после дембеля с мамой и отцом. Мы встретились на свадьбе моей сестры в Москве. Я заехал к родственникам просто переждать время до поезда, а  оказалось, двоюродная сестра замуж выходит. Родственники меня сначала даже не узнали. Спрашивали, с чьей стороны я буду. Родители, конечно, расплакались от счастья. Последние три месяца они не знали, что со мной и где я. Как оказалось, после  контузии, частично потеряв память, я писал письма не на тот адрес, и они, конечно, не доходили до дома. А тут пришел сам,  живой, всем уже было не до свадьбы.

  – С каким чувством Вы покидали часть?

– Чувства, на самом деле, были очень разные. С одной стороны, это, конечно, радость. Столько времени не был дома и вот возвращаюсь. Но с другой – я оставлял своих товарищей, друзей-сослуживцев. Это было тяжело. Мы жили одной семьей. У нас не было понятия «дедовщина». Мы все ходили под одним Богом. И понимали, что пулю в лоб в любую секунду здесь может получить каждый. Кстати, очень интересная встреча у меня была перед тем, как я покинул часть. К нам привезли новобранцев. Я зашел в палатку и спросил, есть ли кто из Горького.  Сначала ответа не последовало, а потом в дальнем углу палатки поднялся парень. Как же я был удивлен. Это был земляк из Кстова Андрей Захаров, который сегодня возглавляет ветеранское движение Кстовского района.  Вот это была незабываемая встреча.

  – Армейская дружба не закончилась с окончанием срока службы?

– Да, конечно. Мы переписываемся, благо сейчас с Интернетом это стало гораздо проще, встречаемся. Но, к сожалению, сейчас потерялась связь с моим другом Сергеем. Пять лет я не могу о нем получить никаких известий. Мы виделись последний раз на двадцатой годовщине вывода советских войск из Афганистана.  Это было 9 лет  назад.  Пытаюсь его найти в соцсетях, но пока тщетно.

  – Владимир Викторович, а что для Вас сегодня День пограничника?

– День пограничника для меня  – это святое. Неважно, где я нахожусь в этот день, работаю или нет, я никогда не оставляю эту дату без внимания. Это первый праздник в годовом календаре. Обязательно надеваю зеленый берет и  встречаюсь с товарищами. Пять лет назад я возглавил кстовскую первичную организацию ветеранов-пограничников. 28 мая ежегодно мы проводим праздничное мероприятие. Собираемся на площади, вспоминаем нашу боевую молодость.   В этом году в связи со столетием образования пограничных войск мы хотим провести в городе  масштабный праздник.  В воскресенье 27 мая на бульваре Нефтепереработчиков планируется  концертная  программа с конкурсами, песнями, выступлениями для детей и взрослых. А 28 мая у Вечного огня мы планируем провести официальную часть праздника – торжественный митинг в честь столетнего юбилея со дня образования  Пограничных войск России.


Елена ГОСПОДЧИКОВА

Фото Александра АРХИРЕЕВА