Кстовчане

О взаимной любви… с литературой

Как внутренний компас привел Марию Бирюкову к 100 баллам на ЕГЭ  по литературе

Самые внимательные наши читатели знают ученицу школы № 2 Марию Бирюкову — некогда командира отряда районного объединения «Школы волонтеров» — о чьей общественной деятельности мы рассказывали на страницах «Маяка» полтора года назад. Сегодня кстовской активистке вновь есть чем гордиться: получить заветные 100 баллов на экзаменационном испытании непросто, а по литературе, пожалуй, сложнее вдвойне. Об этом и не только — в беседе с Марией Бирюковой.

Маша, поздравляем тебя с этим знаменательным событием! Те, кто не успел застать экзамены по системе ЕГЭ, могут только догадываться, какое невероятное чувство радости испытываешь, спустя время узнав о сотне баллов!..

Помню, когда узнала о 100 баллах, меня начали поздравлять ученики, педагоги… Казалось, что все вокруг, даже охранники. (Смеется.) Увидев воочию эти цифры, конечно, была счастлива! Не скажу, что не надеялась на 100 баллов. Родителям накануне сказала: «В себе не сомневаюсь. Но вы не расстраивайтесь, если будет меньше». Они поддержали: «Иди и пиши, не думай о результате». И мне повезло.

Согласна ли с тем, что ЕГЭ — это большая лотерея?

Конечно, от руки раздающего многое зависит. Ты можешь прочесть все произведения из кодификатора (списка литературы, который необходим для сдачи экзамена), но нельзя исключить, что тебе попадется вопрос, касающийся поэта, с творчеством которого ты не то что не знакома, но даже впервые слышишь его имя. Как я готовилась? Без репетиторов и факультативов. В чем-то помогала учитель русского языка и литературы Светлана Викторовна Кислова, в чем-то — родители: они оба журналисты с филологическим образованием. Подготовку к сдаче точных предметов я не представляю без дополнительных занятий, а как можно подготовиться к литературе? Конечно чтением. Не понимаю, как можно не хотеть читать! Ты либо неправильно читаешь, либо не нашел нужной книги. Некоторые мои сверстники считают это занятие скучным и старомодным. Знаете, рисуют в голове образ пыльной полки с дряхлыми книжками с порванными корешками… Но нужно воспринимать литературу как огромное движение: если ты читаешь роман, ты должен изучить предпосылки к нему, биографию автора… Не представляю, как это может быть не интересно?  Литература мне дается легко, я везде ее вижу, дышу ей, это часть меня. Не понимаю, например, как можно забыть, что Пушкин родился 6 июня? Это будто встроено в мой мозг! И так было с самого детства. К примеру, никогда не запомню все функции Центрального банка и, даже зная наизусть многие формулы в математике, не смогу разобраться в ней. С литературой все иначе.

Вернусь к самому экзамену: в билетах мне достались вопросы по «Евгению Онегину» (роль сна Татьяны в романе в стихах), лирике Николая Рубцова (природа в творчестве поэта), а сочинение предстояло писать на тему нравственного выбора в произведениях «Мастер и Маргарита» и «Белая гвардия» Михаила Булгакова. Как и другие выпускники, я волновалась (процедура ЕГЭ всегда довольно напряженная), но материал знаю и хорошо разбираюсь в теории, которая помогла мне набрать максимальное количество баллов.

Маша, мы знаем, что в этом году ты добилась еще одной победы — заняла первое место на районном конкурсе «Юный сочинитель» с прозаическим произведением «Внутренний компас». Скажи, твое увлечение помогло тебе при сдаче экзаменов?

Мне всегда нравилось работать с текстом. Раньше я писала стихи (а кто в юношестве не пишет? Каждый второй — поэт), потому что считала процесс создания стихотворения очень захватывающим (подбирать рифму, ритм, размер), а результат — очень красивым. Но сейчас остановилась на прозе. В своих рассказах люблю использовать образы, метафоры, которые, возможно, не все понимают… В моих мечтах — когда-нибудь, после окончания университета, издать сборник рассказов. Надеюсь, к тому времени я буду обладать большими знаниями и опытом.

Можешь ли ты представить себе, что когда-нибудь в контрольные измерительные материалы войдут твои произведения — будь то лирика или проза?

— (Смеется.) Скорее нет, чем да. Мои тексты легко воспринимаются, а тексты ЕГЭ требуют глубокого анализа. Но кто знает, может, спустя годы я создам что-то более фундаментальное?

Маша, наверняка тебя как стобалльника пригласят в следующем году на районную акцию «100 баллов для победы». С чего бы ты начала свое выступление перед волнующимися выпускниками? И что бы ты посоветовала школьникам, планирующим сдавать экзамен по литературе?

Я шла на литературу уверенная в себе, так как люблю ее, и у нас это взаимно. (Улыбается.) Если у кого-то по-другому, советовать непросто… С другими предметами и того сложнее. Помимо грамотного планирования времени и тщательной подготовки мне помогли успокаивающие масла. Посоветовала бы  всем выпускникам   не корить себя в случае неуспешного прохождения экзамена.

В завершение задам вопрос, который теперь актуален, пожалуй, для всех выпускников. Какие планы на это лето и на жизнь в целом?

В ближайшее время буду готовиться к выпускному: наконец теперь можно задуматься о платье и прическе, до этого просто некогда было думать о таких мелочах. На лето —  не поверите, снова читать! Но на этот раз то, что мне нравится: пособие по фонетике (хочу уделить больше внимания русскому языку); романы, которые давно лежат на полке и ждут окончания ЕГЭ, в частности  «Что делать?» Николая Чернышевского. А про глобальные планы, думаю, ни один из выпускников вам сейчас не ответит: ждем результатов других экзаменов и боимся сглазить! Скажу только, что очень хотела бы преподавать литературу: объяснять материал простым, доступным языком, открывая ученикам или студентам этот невероятный мир.

Спасибо за беседу и удачи во всех начинаниях! Пусть твой внутренний компас приведет тебя к твоим целям, и у нас еще не раз появится повод встретиться и побеседовать!


Дарья АБУШАЕВА

Фото Александра АРХИРЕЕВА