Кстовчане Событие

На переднем крае медицины

О благородном и нелегком труде сотрудников отделения скорой помощи Кстовской ЦРБ

Более 120 лет назад, а именно 28 апреля 1898 года, в Москве появились первые в нашей стране бригады скорой медицинской помощи. Однако до недавнего времени 28 апреля не имело официального статуса профессионального праздника. Установить в эту дату День работника скорой медицинской помощи недавно предложил Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин. В системе скорой помощи Нижегородской области в настоящее время работает около 3500 человек. Более 100 из них — сотрудники отделения скорой помощи Кстовской ЦРБ, о чьем благородном и нелегком труде на переднем крае медицины мы и рассказываем читателям «Маяка» сегодня.

«Сердце» кстовской станции скорой помощи, от бесперебойной работы которой нередко зависят человеческие жизни, — диспетчерская. Здесь в круглосуточном режиме, без выходных и праздников, принимают вызовы по линии 03 (собственно «скорая») и 112 (единая служба спасения). В смену, которая длится 12 часов, выходят по два диспетчера. Их задача — обработать обращения, задав определенные регламентом вопросы, оформить вызовы и распределить их по выездным бригадам: высший приоритет при этом отдается угрожающим жизни состояниям и массовым поражениям. «Вызовы делятся на экстренные, на которые «скорая» должна приезжать не более чем за 20 минут, и неотложные, которые обслуживаются, когда бригада освободится после экстренных — в течение двух часов, — объясняет мне старший фельдшер Наталья Владимировна Щукина, пока диспетчеры Ирина Витальевна Оленичева и Елизавета Дмитриевна Струц принимают один телефонный звонок за другим и отправляют на вызовы дежурные бригады. — Когда речь идет о повышении температуры или артериального давления — это неотложный вызов, если же нам сообщают о том, что, скажем, человек задыхается или у него судороги — конечно, экстренный. Звонков за смену в разы больше, чем собственно вызовов: бывает, в «скорую» обращаются как в справочную, не зная, по какому телефону вызвать врача на дом. А случается, что нуждающиеся в медицинской помощи люди не могут назвать свой адрес: эмоции. Вот почему диспетчеры задают подробные вопросы о месте нахождения человека, уточняют номер телефона и другие необходимые данные, что порой вызывает недовольство обратившихся».

«Выездные бригады укомплектованы по три человека: врач, фельдшер и водитель либо два фельдшера и водитель, — говорит заведующий отделением Евгений Юрьевич Филатов. — Конечно, на более тяжелый вызов — ДТП, падение с высоты или если ребенок задыхается — диспетчер отправляет врачебную бригаду, если она в данный момент на станции. Так что работа у диспетчеров не менее напряженная, чем у медработников: чтобы грамотно координировать бригады, нужно в кратчайшие сроки оценить тяжесть состояния человека и критичность ситуации».

Но диспетчеры не всегда получают полную информацию, особенно если в «скорую» звонят случайные свидетели уличных происшествий, спешащие по своим делам. Вспоминает завотделением такой случай из своей 12‑летней практики в бригаде скорой помощи: приехали на вызов по поводу ДТП в районе Елховки, где, как сообщили, был один пострадавший — а там оказалось восемь тяжелых, причем шестеро без сознания. «Остальные бригады стали подъезжать к нам на помощь по мере возвращения с других вызовов, но минут сорок – час мы выкручивались сами. Привлекли собравшихся жителей: кто-то держал капельницы, кто-то светил фонариками, кто-то расстригал рукава… Выкрутились», — кратко резюмирует Евгений Юрьевич.

Врачи и фельдшеры работают сутки через двое или трое, а смена водителей, как и диспетчеров, длится по 12 часов. «Работа стрессовая, требующая самообладания и умения быстро ориентироваться в условиях ограниченного времени, — добавляет заведующий отделением. — Самое главное на «скорой» — принять верное решение: нуждается человек в госпитализации или нет. Для этого надо иметь чутье, которое дается от Бога. Ни в стационаре, ни в поликлинике такого нет: подсказать тебе некому, решение принимаешь только ты. Поэтому, наверное, молодежь почти и не идет к нам работать…»

Последнее пополнение штата в отделении произошло года три назад. «Удалось «зацепить» пару выпускниц Ветлужского медучилища. Работают до сих пор! — говорит заведующий, однако, по его словам, семи дежурных бригад в сутки, как сегодня, недостаточно для Кстовского района. — 28 апреля было 138 вызовов — 20 на бригаду. Бывает и гораздо больше. Подавляющее большинство вызовов — непрофильные. Скажем, повышенное давление — повод обратиться в первую очередь в участковые службы: поликлинику, амбулаторию или ФАП. Но, в отличие от «скорой», они работают не круглосуточно, не принимают по праздникам. Да и днем, и в будни мы все равно и на эти вызовы выезжаем».

С распространением в регионе коронавирусной инфекции организация работы кстовских бригад скорой помощи, конечно, претерпела изменения. На вызовы по поводу подтвержденного коронавируса или подозрений на него (если обратившийся сообщит диспетчеру о том, что контактировал с заболевшим или сам вернулся из-за рубежа) сотрудники выезжают в средствах индивидуальной защиты. «Ими нас обеспечила центральная районная больница, понимая, что мы на переднем крае. Грех жаловаться, — говорит Евгений Юрьевич. — Другое дело, что не всегда заранее известно, что бригада столкнется с коронавирусом. Так, три наших бригады после таких вызовов были отправлены на 14‑дневный карантин. Кстовчанам в этот достаточно серьезный период пожелаю не впадать в панику, но и не быть беспечными. Соблюдайте режим самоизоляции, ведите здоровый образ жизни, поддерживайте иммунитет. Медицина работает, под нагрузкой, но работает». Завотделением благодарен администрации Кстовского района, а также одному из ресторанов быстрого питания за организацию в этот период бесплатного питания сотрудников, занятых в службе скорой медицинской помощи.

…Несмотря на кадровый дефицит, кстовское отделение скорой помощи составляет достойную конкуренцию на областном уровне. Так, в июле прошлого года бригада в составе фельдшеров Сергея Владимировича Ващанова, Натальи Александровны Карамзиной и водителя Алексея Николаевича Щукина заняла второе место в ежегодном конкурсе на лучшую бригаду скорой помощи среди фельдшерских бригад региона, обойдя 29 бригад из других районов и городских округов и уступив лишь областному центру.

Конкурс профмастерства — лишь один из примеров преданности сотрудников кстовской «скорой» своей работе, нелегкой, ответственной и, что скрывать, не всегда встречающей благодарность. И хочется верить, что людей, уважающих труд медиков, диспетчеров и водителей «скорой», после этого материала станет больше. «Маяк» искренне желает им этого, а также здоровья. Помогая нам, берегите себя!


Вероника ЦЫМБАЛОВА

Фото Александра АРХИРЕЕВА и предоставлено отделением скорой медицинской помощи Кстовской ЦРБ