Кстовчане

Когда турист в поход идет

Надежда Митрофанова, педагог дополнительного образования Дворца детско-юношеского творчества, стала победителем регионального конкурса методических материалов с работой «Организация эколого-краеведческих экскурсий для детей с ОВЗ, детей-инвалидов в условиях походов и экспедиций». Конкурс среди педагогов и методистов проводил Центр детского и юношеского туризма регионального образовательного центра «Вега».

Этот конкурс проводился с целью расширения методической базы для педагогов, которые работают с детьми с ограниченными возможностями здоровья и взаимодействуют с семьями, где они воспитываются. В ДДЮТ накоплен большой опыт взаимодействия с такими семьями, в том числе и в процессе совместных походов и экспедиций.

Эти экспедиции, по словам Надежды Николаевны Митрофановой, позволяют ребятам почувствовать себя более комфортно, ведь «домом» становятся лес и луг. И даже процесс обучения новому здесь проходит незаметно, играючи: важно просто впитывать краски, звуки, трогать растения, ощущая разнородность фактур. И получается, что именно на природе ребята познают окружающий мир, знакомятся друг с другом, разрушая искусственные барьеры, которые делят детей на обычных и особых. Общие интересы, трудности и радости, новые открытия – все это и превращает поход в полноценный реабилитационный курс, благодаря которому и дети, и родители становятся чуть счастливее, чем прежде.

Надежда Николаевна является руководителем кружков «Юные экологи», «Экспедиция по родному краю», районного научного общества учащихся LOGOS. Первые экскурсии в походных условиях для детей с ОВЗ и членов их семей были проведены ею в 2012 году, с тех пор накоплен значительный практический опыт их организации, который и вылился в методические разработки для педагогов.

«В ДДЮТ действует семейный клуб «Радость общения», который посещают дети с ограниченными возможностями здоровья, молодые инвалиды и члены их семей. В 2012 году начал свою деятельность семейный палаточный лагерь «Большое приключение», в рамках которого была реализована программа З. Н. Токаревой «Открой душу радости». Тогда и состоялось первое путешествие в район села Кадницы, после которого мы поняли, что можно организовывать экспедиции и походы, а не только стоять лагерем на месте», – рассказывает Надежда Николаевна.

С тех пор пройдено по району и области немало, и каждая такая поездка оставляет свои впечатления, в которых так нуждаются дети и их родители.

«Человек оказался в природной среде, и, по сути, вот этого барьера между домом и природой – уже нет. Дети приспосабливаются жить в палатке, кушать у костра… И ребенок начинает изучать свой «дом». «Домом» становится природа, и это накладывает свои особенности на проведение экскурсий. Можно рассказать о насекомых, о растениях, но гораздо логичнее, если мы оказались в новом месте и если это возможно, посмотреть на него с высоты – с холма, берега реки… Оценить ландшафт. И не просто ландшафт вообще, но и культурный ландшафт – продукт сотворчества природы и человека», – делится педагог.

Такие походы и экскурсии – это урок биологии, окружающего мира и истории одновременно. А тем более, что в Кстовском районе действительно есть на что посмотреть: есть исторические поселения, видовые места, от красоты которых дух захватывает как у детей, так и у взрослых.

«Одна из особенностей организации таких походов и экспедиций, в частности байдарочных, ее состав, – продолжает Надежда Николаевна. – В них принимают участие дети с ОВЗ, члены их семей и наши кружковцы, члены Кстовского районного НОУ. На то есть две причины. Во-первых, востребованность в общении между обычными и особыми детьми, причем востребованность обоюдная. И мы, глядя на то, как они общаются, помогают друг другу, понимаем, что это обогащает всех. Во-вторых, экспедиции всегда энергозатратны: гребля, ежедневная переноска байдарок и вещей с реки на сушу и обратно, обустройство туристского бивака».

В своей работе кстовский педагог делится с коллегами практическими наработками по проведению экскурсий: как организовать безопасное место для стоянки с учетом физических возможностей членов экспедиции. Определить путь следования, выбрав маршруты с наибольшим видовым разнообразием растений и животных, яркими растительными цветовыми пятнами.

«Лучшее время для орнитологических (птичьих) экскурсий – это конец мая – начало июня, в это время самцы обозначают свои гнездовые территории особой мелодичной песней, начинается период выведения птенцов. Мы учимся на экскурсии различать птиц не только по внешнему виду, но и по голосу. Рассматриваем насекомых, вооружившись лупой, это тоже очень интересно», – говорит собеседница.

Для городских детей особенно интересны экскурсии в сельскую местность, где они знакомятся с предметами деревенского быта, да и просто имеют возможность увидеть живых козочек, куриц, другую домашнюю живность.

Если речь идет о байдарочных походах, передвижении по рекам Нижегородской области, то всегда организовываются стоянки с возможностью посетить местные музеи, познакомиться с местными промыслами.

Надеемся, что материал по организации туристско-краеведческой деятельности с детьми с ОВЗ, собранный и систематизированный кстовским педагогом, станет хорошим вкладом в общую методическую копилку для педагогов Нижегородской области, работающих в данном направлении. А это значит, что дети с ОВЗ получат больше возможностей для увлекательного процесса познания окружающего мира.

Наталья Мещанинова
Фото предоставлено Н. Н. Митрофановой