Кстовчане Событие

Жизнь на благо Отчизны

Из воспоминаний о кстовчанине П. М. Боярскове, внесшем личный вклад в Великую Победу

Окончание. Начало в № 37 от 8 мая 2020 года, № 39 от 15 мая 2020 года, № 43 от 29 мая 2020 года, № 45 от 5 июня 2020 года

Эта публикация — завершающий отрывок из дневника воспоминаний о легендарном председателе Мокринского колхоза имени XVII партсъезда Прокофии Михайловиче Боярскове. В 1943 году председатель внес личные средства на строительство боевых самолетов, а позже еще не раз на личном примере воплощал в жизнь лозунг «Всё для фронта, всё для Победы!». Биография Прокофия Михайловича и информация о жизни в возглавляемом им колхозе изложены в воспоминаниях его сына Афанасия Прокофьевича Боярскова, с которыми «Маяк» знакомит своих читателей в связи с 75-летием Победы в Великой Отечественной войне и 90-летием Кстовского района. В редакцию «Маяка» дневник воспоминаний прислала член общества «Кстовский краевед» Татьяна Михайловна Морева.

Всегда с народом

Прокофий Михайлович Боярсков возглавлял Мокринский колхоз имени XVII партсъезда в тяжелые военные и первые послевоенные годы, когда, как пишет в своем дневнике его сын, Афанасий Прокофьевич Боярсков, «решающее значение в преодолении всех трудностей имели сила воли руководителя  прежде всего и самоотверженный труд рядовых колхозников». «В личной беседе отец все-гда хорошо отзывался о многих своих односельчанах, досыта говорил о передовиках своего колхоза, об их мастерстве и упорстве в работе, поэтому и стремился пропагандировать их передовой опыт. Он неоднократно писал о них на страницах районной газеты, упоминал в отчетных докладах на общих собраниях колхозников. <…> Стремился, чтобы этот опыт передовиков стал достоянием более широкого круга коллектива колхозников. Это распространение опыта передовиков  он осуществлял путем сравнения наивысшей выработки отдельных бригад или звеньев с наименьшей выработкой за тот или иной сельскохозяйственный период или же за отдельный день работы», — пишет Боярсков-младший.

Этот подход председателя к работе отмечали и на страницах советской печати. Так, в материале под заголовком «В борьбе за хлеб», вышедшем в номере газеты «Горьковская коммуна» от 27 августа 1948 года, читаем: «Председатель колхоза тщательно осматривал сжатые серпами участки, наблюдал, как ребятишки собирают колосья. Иногда на минуту садился на сноп, хвалил женщину: «Дела у тебя, Марья, идут хорошо. Время полдень, а ты дала не меньше семи соток, и качество неплохое», —  и как  бы, между прочим, замечал, что Анна уже сжала девять соток. И у нее быстрее мелькал серп, росли груды тяжелых снопов».

Боярсков-младший добавляет, что в течение рабочего дня Прокофий Михайлович стремился лично проверить работу каждой полеводческой бригады и животноводческой фермы. «А объезжал он поля площадью более чем три тысячи гектаров, чтобы побывать на каждом объекте работы, на имевшейся для этой цели специальной выездной лошади, на которой он и курсировал с утра до вечера. Вечером в конторе колхоза у него собирались ежедневно все бригадиры, заведующие животноводческими фермами, а в послевоенные  годы — и специалисты сельского хозяйства: агроном, зоотехник, механик.  Все они на этих так называемых разнарядках докладывали об итогах рабочего дня и о планах на следующий день», — читаем в дневнике.

Не отошел от дел Прокофий Михайлович и после того, как перестал занимать должность председателя Мокринского колхоза. А произошло это после того, как в конце 1950 года по всей стране началось объединение мелких колхозов в более крупные. В результате к Мокринскому колхозу имени XVII  партсъезда присоединились еще два: Новодеревенский и Зелецинский.  Чувствуя недостаток знаний и ухудшение состояния своего здоровья, Прокофий Михайлович, как пишет его сын, обратился в райком партии с просьбой прислать для руководства его колхозом специалиста с образованием. Просьба была удовлетворена, и на должность председателя колхоза прислали старшего зоотехника областного управления сельского хозяйства. А Прокофий Михайлович перешел на работу в Мокринское сельпо, кроме того, выполнял разовые поручения от правления колхоза и  был заместителем председателя ревизионной комиссии, куда его избрали, как считает Боярсков-младший, зная о его непримиримости ко всем видам бесхозяйственности.

В 1959 году колхоз был преобразован в совхоз. Как старожила села дирекция совхоза назначила 66-летнего Прокофия Михайловича Боярскова членом комиссии по определению стажа работы бывших членов колхоза имени XVII партсъезда. Затем Прокофий Михайлович руководил молочно-товарной фермой в центральной усадьбе совхоза, после чего вышел на пенсию.

Прокофий Михайлович Боярсков ушел из жизни 13 июня 1964 года в возрасте 71 года. В память о том, что с 1941 и по 1951 год он был председателем колхоза имени XVII партсъезда и внес личный вклад в Победу, была открыта мемориальная доска на здании конторы совхоза «Мокринский». Сегодня новая доска висит на здании Большемокринской сельской администрации…


К публикации подготовила Вероника ЦЫМБАЛОВА

Фото из архива «Маяка»