В центре внимания

Нечужая война

Почему в Афганистане до сих пор помнят воинов-интернационалистов

Сегодня, 15 февраля, исполнилось 30 лет с того момента, как последний советский солдат покинул территорию Афганистана. Так закончилась военная кампания, которую СССР вел более девяти лет. О том, за что воевали наши солдаты на чужой земле, через что им пришлось пройти и как складывались их судьбы после войны, в канун юбилея вывода войск мы побеседовали с председателем правления кстовской районной организации «Российский союз ветеранов Афганистана» Андреем Валентиновичем Захаровым.

Андрей Валентинович проходил службу в Афганистане в составе усиленной десантно-штурмовой группы Пянджского краснознаменного пограничного отряда с 1984 по 1985 год. В те годы в неспокойной республике велись наиболее активные боевые действия, и афганские будни нашего собеседника выдались весьма напряженными. Через советскую границу то и дело пытались прорваться моджахеды, учинявшие резню местного населения. Такие попытки исчислялись сотнями. Вместе с тем из Афганистана в СССР шли караваны с наркотиками, которые необходимо было останавливать. За год своей службы наш земляк участвовал не в одной боевой операции по уничтожению групп моджахедов и их баз. Среди них — знаменитая Ташкурганская операция 1985 года, в ходе которой группа, где служил Андрей Валентинович, уничтожила 70 моджахедов. По итогам операции он получил медаль «За отвагу».

ПОПАЛИ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
«Оказавшись в Афганистане, мы испытали настоящий шок. Казалось, что в тех условиях, в которых нам приходилось служить и воевать, выжить просто невозможно. Все доступные источники воды кишели опасными бактериями, кругом ядовитые насекомые и змеи — всё это на фоне невыносимой жары. От всего, с чем мы ни соприкасались, приходилось буквально отмываться, — говорит Андрей Валентинович. — Мы находились в отрешенном психологическом состоянии, что было своего рода защитной реакцией на обстановку».

С малярией, желтухой, цингой и другими заболеваниями из части, где служил Андрей Валентинович, солдат доставляли в госпиталь десятками.

«Очень символично, что в 1984 году, когда я оказался в Афганистане, там по мусульманскому календарю был 1405 год. Мы как будто попали в другую эпоху. Когда я видел местных крестьян, работающих в поле примитивными орудиями труда, и бегающих рядом полураздетых, грязных и голодных рахитных детей, мне это напоминало картинки из учебников по истории средневековья», — вспоминает наш собеседник. Однако тяжелые условия не сломали воинов-интернационалистов и не помешали им выполнить свой долг с честью, что оценил даже противник.

КРЕПОСТЬ, ПОЛИТАЯ КРОВЬЮ
«Несколько лет назад председатель чувашской ветеранской организации ездил в Афганистан, где ему довелось пообщаться с бывшими моджахедами. Те рассказали, что наши солдаты в отличие от американских, что пришли им на смену, показали себя настоящими воинами», — говоря это, наш собеседник с неподдельной гордостью заулыбался.

Проявили героизм и кстовчане. Особого внимания, по словам Андрея Валентиновича, заслуживает подвиг Сергея Баканова из Чернухи. «Долгое время он считался пропавшим без вести, но потом через ФСБ мы узнали его поистине героическую историю», — глаза нашего собеседника заблестели. Выяснилось, что Сергей попал в плен и оказался в крепости Бадабер на территории Пакистана, где содержались советские и афганские военнопленные. В апреле 1985 года узники этого жуткого концлагеря подняли восстание, одним из организаторов которого, как рассказали чудом выбравшиеся из плена офицеры армии ДРА, был Сергей Баканов. Восставшие смогли завладеть крепостью, обезоружив охрану, а после отбили несколько атак, уничтожив 290 моджахедов. Узнав о восстании, советские спецподразделения ждали приказа из Москвы, чтобы войти в Пакистан и отбить наших пленных. Однако такого приказа не поступило. На подавление восставших были отправлены регулярные части пакистанской армии с танками и артиллерией, поддержанные американскими снайперами. Увидев, что силы неравны, восставшие подорвали себя, оставив на месте взрыва огромную воронку и унеся с собой около 1600–1700 солдат противника.

БРАТСТВО ВОПРЕКИ
Андрей Валентинович закончил службу в Афганистане в звании старшины. Вернувшись в Кстово, он продолжил работать на нефтеперерабатывающем заводе, позже занялся общественной деятельностью, возглавлял физкультурный комплекс, куда входило несколько спортивных секций, затем открыл свой бизнес, который, правда, недавно пришлось закрыть из-за тяжелой экономической ситуации.

— Андрей Валентинович, Ваша жизнь сложилась достаточно благополучно, однако, как известно, судьба многих бывших «афганцев» после войны оказалась весьма печальной. Как Вы думаете, с чем это связано?

— Дело в том, что воинам-интернационалистам приходилось возвращаться на родину в скверное время, когда все старое, привычное рушилось. Адаптироваться в новой ситуации оказалось очень нелегко. Кроме того, долгое время во многих организациях существовало негласное указание, чтобы «афганцев» на работу не брали, мол, «контуженные они на всю голову». В результате кто-то подался в бандиты, кто-то спился и т. д. Кстати, в показанном недавно сериале «Ненастье» ситуация была отражена очень правдиво. Между прочим, Свердловская ветеранская организация, история которой и легла в основу сюжета, и по сей день является одной из самых мощных и «боевых» в России.

— Действительно ли между ветеранами Афганистана существует такое безграничное братство, как показано в фильме?

— С одной стороны, это во многом так. И сейчас, спустя годы, мы готовы сплоченно биться за наши цели. Но с другой стороны, как и в фильме, иногда судьба расставляет нас по разные стороны баррикад. Так, у нас в части служило очень много украинцев (60 % из всего состава). Недавно я позвонил одному из них (бывший сослуживец сейчас воюет на Донбассе против ополченцев). Он сказал, что если увидит меня в прицел, не раздумывая нажмет на курок. Но, слава Богу, не все такие: многие украинские «афганцы» сочувствуют России и помнят о братстве.

— Сейчас, спустя тридцать лет после того, как советские войска были выведены из Афганистана, можете ли Вы сказать, что это была наша война или же, как еще недавно преподносилось, «мы влезли не в свое дело»?

— Я считаю, что ввод войск в Афганистан был необходим, чтобы на чужой территории разбить врага, представляющего для нашей страны реальную угрозу. Не завершив дело в Афгане, мы расплатились за это войной в Чечне и идущим в Россию неконтролируемым наркотрафиком. К тому же была и более серьезная опасность. Вместо нас в Афганистан могли прийти американцы (как это позже и произошло). Если бы они разместили на территории республики свои ракеты, СССР потерял бы ядерный паритет с США со всеми вытекающими последствиями. В той войне мы противостояли не только моджахедам. Так, кроме них, мы с сослуживцами брали в плен французов, итальянцев и даже китайцев…

…В кстовской ветеранской организации на стене кабинета Андрея Валентиновича висит картина художника В. Куценко «Святые». На ней изображены советские солдаты, уходящие из афганского кишлака, и тянущиеся к ним руки местных жителей, умоляющих не оставлять их…

Алексей СКОТНИКОВ
Фото Александра АРХИРЕЕВА