Встреча для вас

Первый класс: не нагнетать, поддержать и помочь!

На смену беззаботным летним каникулам скоро придут школьные будни. Особенно волнительно воспринимают начало нового учебного года первоклассники и их родители. Гостем «Маяка» на минувшей неделе стала Татьяна Вавилова – педагог, тренер по подготовке к школе, с которой мы обсудили тему адаптации ребенка к школьным требованиям.

Как оценить готовность ребенка к школе? Как вчерашнему детсадовцу привыкнуть к роли ученика? Что ребенок должен уметь к первому классу? Ответы на эти и другие вопросы читайте в интервью.

– Татьяна, как определить, готов ребенок к школе или нет?

– Вопервых, есть такой документ, как Федеральный государственный образовательный стандарт для дошкольных учреждений – совокупность требований к уровню подготовки, например, дошкольника, и с ним в Интернете может ознакомиться любой родитель. В этом документе как раз прописан перечень того, что ребенок должен знать к школе. Хотя слово «должен» я не хотела бы употреблять, потому что все дети индивидуальны, но есть некий усредненный стандарт, на который стоит ориентироваться.

Если рассмотреть по блокам, то в этом документе описываются навыки, например, в физическом развитии, в художественно-эстетическом, познавательном, речевом и социально-коммуникативном. В идеале, чтобы все это проверить, следует провести диагностику с педагогом.

– А если речь идет о психологической готовности?

– Да, это очень важный момент. Ребенок может уметь писать, считать, читать, но при этом быть психологически не готовым к школе. К моменту школы ребенок должен наиграться, правильно прожить свое детство. Ведущая деятельность ребенка – игровая, и я считаю, что до пяти лет ребенка за парту сажать точно не надо. Игра в футбол, в казаки-разбойники – любая игра по правилам, умение организовать игру, договориться в команде – этот навык не менее важен, чем чтение и письмо. Умение взаимодействовать с другими людьми, как со сверстниками, так и с учителями – это одна из составляющих психологической готовности. В первом классе школа тоже воспринимается как игра – и это хорошо, так как обеспечивает мягкий переход от одного этапа жизни к другому.

У ребенка должно сформироваться волевое поведение. Речь идет об умении действовать в коллективе, договариваться. Этот навык развивается не сразу. Пятилетний ребенок весь на импульсах, но от семилетнего мы ждем другого поведения.

– Важно, ходил ребенок в детский сад или нет?

– Мое мнение, что есть определенный миф о том, что детсадовские дети больше подготовлены к школьной дисциплине и требованиям педагогов. Любой ребенок – «садиковский» или «домашний» – все равно находится в обществе, в семье, посещает детские площадки. Ребенок «зеркалит» родителей, поэтому, мое мнение, что все начинается с семьи. То, как он научился договариваться с членами семьи, просить о помощи, переходит и в школьные взаимоотношения. Если ребенок счастливый, «долюбленный», то его адаптация к школе пройдет плавно.

– Вот сейчас, когда до школы осталось совсем мало, что можно еще успеть, как подготовить ребенка?

– Можно провести диагностику знаний и умений. Есть допредметная диагностика, когда мы смотрим уровень внимания, памяти, способность ребенка контактировать с учителем, оцениваем эмоциональное состояние. И есть предметная диагностика – смотрим умение читать, писать, считать.

Например, упражнения на проверку памяти – это карточки, игры по типу «запомни предметы». В норме семь–девять предметов ребенок может запомнить и назвать друг за другом. Для проверки внимания можно использовать лабиринты, многие дети их любят. В процессе видно, насколько ребенок может довести задачу до конца, ну и концентрировать внимание на задаче. Важный навык для школы – это уметь сравнивать и находить отличия. Игровой навык «сравни картинки» потом переходит в школьные навыки. Важна в школе и слуховая память, поэтому полезно читать небольшие предложения и просить ребенка их повторить.

Сейчас можно, например, еще успеть «поставить руку», сформировать правильный навык. Посмотрите обучающее видео и следите за этим постоянно, не нагнетая обстановку, конечно. Всегда выигрышный вариант – это чтение. Чтение вслух, прослушивание аудиосказок – все это развивает словарный запас ребенка. Конечно, будет большим плюсом, если ребенок перед школой уже умеет читать. Когда к стрессу от нового коллектива, новых условий накладывается еще и отсутствие каких-то навыков – это тяжело.

– Что примерно должен уметь ребенок, который в этом сентябре пойдет в школу?

– Произнести буквы вразбивку, знать алфавитное имя буквы и звук, который эта буква обозначает. Уметь выделить в произнесенном слове первый звук – этот навык закладывает умение писать под диктовку. Уметь соединять слоги, писать печатные буквы и цифры. В идеале к началу обучения все это лучше все-таки знать и уметь, потому что это облегчит адаптацию к школе.

В блоке математики – уметь считать до десяти в прямом и обратном порядке. Называть соседей у числа – предыдущее и последующее, соотносить количество предметов и число, рисовать плоские фигуры – треугольник, ромб, трапецию, круг. Практиковать решение примеров, в том числе и решение примеров с «окошками», когда число пропущено, прототип школьных уравнений.

– Стоит ли заставлять ребенка читать?

– Нам всем не нравится, когда заставляют, согласитесь? Поэтому нужно подходить к этой проблеме креативно. Например, с помощью игры. Распечатываем слоговые карточки по две–три буквы, с которыми можно придумать множество развлечений. Например, игра «хваталки»: кладем карточку – кто быстрее прочитал слог, тот и схватил. Или разложить карточки на полу, как кочки по болоту, по которым нужно допрыгать в другую комнату. Включить игровой момент, тогда занятия будут интереснее, да и продуктивнее.

Если говорить о том, как помочь ребенку адаптироваться от дошкольника к школьнику, нужно обеспечить надежный домашний тыл. Как любому взрослому приятно прийти домой после тяжелого дня и выдохнуть, отключиться от забот, так и ребенку хочется получить дома поддержку, заботу. Став учеником, он попал в новую для себя атмосферу, где общество порой навязывает ему сразу очень много требований, и дети сами пугаются этого груза ответственности. Поэтому самое главное при адаптации к школе – не нагнетать, поддержать и помочь!

Наталья Мещанинова
Фото предоставлено Татьяной Вавиловой