Вести поселений

ПУСТЕЮЩАЯ ГЛУБИНКА: Калинино

Корреспондент «Маяка» побывал в пустеющих деревнях и селах Кстовского района

Этим репортажем мы продолжаем серию публикаций, посвященных отдаленным деревням и селам нашего района, в которых численность населения сокращается. Останутся ли эти населенные пункты на карте через 10–20 лет или исчезнут вместе с последними жителями?  В этом мы и попытались разобраться на месте. В этот раз мы посетили деревню Калинино Запрудновского сельсовета, где зарегистрировано 32 человека, из которых 15 прописано постоянно и 17 — временно.

На въезде в Калинино перед нами предстала совершенно безлюдная улица, по которой  одиноко брела кошка в направлении заброшенного, зарастающего кустарником дома. В деревне стояла гулкая тишина.

Вдруг со двора одного из домов послышались мужские голоса. За невысоким забором показалась фигура человека в годах.

 

73-летний Николай Порфирьевич Кузнецов родился и вырос в Калинино. Всю жизнь, по его словам, он проработал на тракторе. Сначала трудился в парке сельхозтехники в Запрудном, а затем там же в совхозе. 13 лет назад он ушел на пенсию.

«Остаток жизни хочу провести здесь. Да и деваться-то мне все равно некуда», — глядя куда-то вдаль, говорит наш собеседник.

По хозяйству Николаю Порфирьевичу помогает сын — тоже Николай. Его мы встретили во дворе дома за ремонтом старенького трактора «Беларусь». 25-летний молодой человек живет в Запрудном, а работает в Кстове на нефтеперерабатывающем заводе, куда каждый будний день ездит на машине. Несмотря на то, что каждодневная езда отнимает время и бьет по карману, перебираться в город он пока не собирается. «Я привык жить на селе. Здесь мне проще, чем в городе», — говорит Николай, не отрываясь от тракторного мотора.

Трактор его отец несколько лет назад  приобрел в другом районе. Сельхозмашину два Николая используют как в домашнем хозяйстве, так и для нужд деревни. «Бывает, попросят дорогу от снега расчистить, бывает, стройматериалы кому-то нужно подвезти — я никогда не отказываю, — говорит старший Николай. — А так в основном на тракторе мы сажаем и собираем картошку у себя  на огороде».

По словам нашего собеседника, все постоянные жители деревни, как и он, пенсионеры, которые решили здесь провести свою старость. «В основном это старожилы. Если и появляются в деревне новые люди, то, как правило, дачники, — с ноткой обреченности говорит Николай Порфирьевич.

Впрочем, бывают и исключения. Супруги Зюковы несколько лет назад решили перебраться в Калинино из Кстова навсегда. Сейчас обживаются в небольшом доме. Однажды глава семьи Олег Анатольевич захотел сменить городскую среду обитания на более спокойную сельскую, и супруга его в этом поддержала. «Мне здесь хорошо, и я не хочу возвращаться в город», — решительно заявляет он.

Правда, окончательно расстаться с городской суетой у него пока не получается. На одну пенсию прожить сложно, и на своей машине он регулярно ездит подрабатывать в Кстово. «Если бы здесь для меня нашлась какая-нибудь работенка с небольшой  зарплатой, я бы не задумываясь перестал туда ездить», — говорит Олег Анатольевич.

Сложности сельской жизни Зюковых не тяготят. Так, на отсутствие в деревне газа ответили установкой в доме угольного котла. Как уверен мой собеседник, и в глухой глубинке может быть комфорт, не хуже чем в городе, если к этому стремиться.

В этом плане жизнь в деревне начала заметно меняться после того, как несколько лет назад в Калинино провели водопровод и в каждом доме из крана потекла вода. Этим не преминули воспользоваться супруги Зюковы, установив у себя в ванной душевую кабину.

С появлением водопровода, по словам селян, в Калинино стала чаще появляться молодежь, чтобы присмотреть себе новое место жительства.

Это, конечно же, дает надежду на то, что деревня со временем оживет, а на дорожном указателе вблизи нее вновь появится стрелка, указывающая туда дорогу.

О том, как корреспондент газеты «Маяк» побывал в селе Завражная Слобода, читайте здесь.


Алексей СКОТНИКОВ

Фото Александра АРХИРЕЕВА

One Reply to “ПУСТЕЮЩАЯ ГЛУБИНКА: Калинино

Comments are closed.