В центре внимания Вести поселений

Великовражский храм

Ко дню образования Кстовского района «Маяк» составляет карту его достопримечательностей

Цикл публикаций начинаем с рассказа о памятнике федерального значения, пожалуй, самом почитаемом среди кстовчан храме — церкви в честь Казанской иконы Божией Матери села Великий Враг.

Все началось на Куликовом поле

Как считают краеведы, первые упоминания о месте, где сейчас расположена знаменитая великовражская церковь, относятся к XIV веку и связаны с победой русского воинства над полчищами Мамая в Куликовской битве. По словам старшего научного сотрудника Кстовского историко-краеведческого музея Михаила Ивановича Ростовского, князь Дмитрий Донской наградил наиболее отличившихся воинов здешними землями. Те в свою очередь после битвы стали монахами Симонова монастыря и основали на берегу Волги пустынь. «Пустынь предположительно располагалась в том самом месте, где сейчас стоит храм. Вероятнее всего, именно с этого и началась история села Великий Враг. По сути, с основанием пустыни здесь был открыт, выражаясь современным языком, филиал московского Симонова монастыря», — рассказал нам Михаил Иванович.

Монахам, как и остальным первым обитателям здешних мест, сначала пришлось очень нелегко. В XV веке сюда многократно наведывались свирепые орды монголо-татар и ногайцев, выжигая село дотла.

Именно со стремлением избавить русские земли от постоянных разорительных набегов, по данным летописей, и было связано появление здесь первого храма.

На Казань — с войной, в Великий Враг — с иконой

Храм в Великом Враге появился, предположительно, в XVI столетии. Его основание было связано со вторым походом Ивана Грозного на Казань. Как считают историки, идя на столицу мятежного ханства, первый русский царь 2 февраля 1550 года посетил Великий Враг и указал срубить здесь храм, которому пожаловал образ Святого угодника Николая Чудотворца.

Другое знаковое событие в истории монашеской обители произошло в первой половине XVII века. В 1628 году родоначальник династии Романовых царь Михаил Фёдорович пожаловал в пустынь храмовую икону Казанской Божией Матери. В нижней части киота, в который поставили царский подарок, расположилось изображение «Избавление Москвы от поляков» в знак признания заслуг нижегородцев в борьбе с иноземными захватчиками в лихие годы Смуты. Сегодня к Казанской иконе Божией Матери устремляются верующие с надеждой на помощь Богородицы.

Вопреки реформе и пожару

Тяжелым испытанием для монашеской обители стала эпоха Петра Первого. Огромные налоги, которыми облагалось население в годы войны со Швецией, привели местное хозяйство в упадок. Кроме того, в ходе церковной реформы первого российского императора пустынь была ликвидирована, а большая часть находившегося в ней имущества и утвари отправлена в Москву.

Новым ударом судьбы стал страшный пожар 1777 года, в котором сгорели все монастырские постройки, лишь спустя 11 лет прихожане построили здесь храм во имя Святителя Тихона Амафунтского, который не сохранился до наших дней (на его месте в 1900 году была построена часовня). Церковь же в честь Казанской иконы Божией Матери, построенная в 1792 году, и сегодня стоит на высоком волжском берегу. К ней в 1864 году был пристроен теплый придел во имя спасителя Николая Мирликийского (Чудотворца).

Одним из ярчайших событий в дальнейшей истории великовражской церкви стал визит в храм выдающегося церковного и общественного деятеля — святого праведного Иоанна Кронштадтского, который во время своих поездок по В 1902–1903 годах совершил здесь богослужение.

За веру с топорами и вилами

В советское время прихожанам предстояло в буквальном смысле бороться за великовражскую церковь.

В 1937 году настоятель храма протоиерей Михаил (Сигрианский) был отправлен в ссылку, церковь закрыли. Теперь ее должна была постигнуть участь многих других православных храмов, подвергшихся в те годы разорению, но, по словам Михаила Ивановича Ростовского, этому не дали свершиться прихожане.

Как рассказал нам наш консультант, после закрытия храма председателю местного сельсовета Лидии Павловне Сотковой сообщили, что в церковь направляются красноармейцы, чтобы снять с икон золото. Лидия Павловна рассказала об этом звонарю великовражской церкви Николаю Чернышову, у которого находились ключи от храма. Услышав тревожную весть, звонарь взял с собой ключи и скрылся из села в неизвестном направлении. В результате неоднократные попытки чужаков проникнуть в храм не увенчались успехом. Тогда было принято решение идти напролом. Во время своего очередного визита за золотом прибывшие разбили одно из окон храма, чтобы проникнуть внутрь.

«Увидев это, местные жители взялись за топоры и вилы и преградили отряду путь в церковь, — рассказывает Михаил Иванович. — Столкнувшись со столь яростной решимостью великовражцев, отряд отступил».

В годы войны, на Пасху 1944 года, богослужение в храме возобновилось.

«С одной стороны, в те годы имело место определенное смягчение политики советской власти в отношении церкви. Но все же главной причиной, по которой великовражскую церковь решили вернуть прихожанам, была их собственная позиция. Власть решила не нагнетать обстановку и пошла на уступку», — считает наш собеседник.

Так или иначе, храм смог сохраниться во всей красе до наших дней. Сегодня сюда приходит множество прихожан. В дни церковных служб здесь всегда многолюдно. Очень отрадно, что на Кстовской земле есть такой замечательный памятник не только религиозного, но также культурного и исторического значения, к которому «не зарастает народная тропа».

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери села Великий Враг стала первым пунктом на нашей карте кстовских достопримечательностей. В следующих номерах мы расскажем о других доcтойных не меньшего внимания объектах нашего района.


Алексей СКОТНИКОВ
Коллаж газеты «Маяк»