Власть Губерния Событие

Вячеслав Никонов: «Квалифицированные кадры – важнейший ресурс регионального развития»

16 декабря  на заседании  президиума Совета законодателей РФ при Федеральном Собрании Российской Федерации был рассмотрен вопрос об актуальных проблемах обеспечения  регионов  квалифицированными кадрами.

В заседании приняли участие представители федеральных и региональных органов законодательной власти, а также ряд федеральных министров.

Выступая перед собравшимися,  председатель Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов отметил, что квалифицированные кадры –  это важнейший ресурс регионального развития,   при этом выделил целый ряд проблемных вопросов.

«У нас есть закон о стратегическом планировании,  но  нет стратегии развития образования, стратегии развития профессионального образования. Без этого все наши разговоры будут  носить несистемный характер», —  подчеркнул парламентарий.

Он сообщил о беспокойстве, которое вызывает ситуация с контрольными цифрами приема.

«Первая проблема —  сокращение правительством контрольных цифр приема,  хотя число выпускников школ  в ближайшие годы будет расти. Мы считаем курс на  деинтеллектуализацию нации неправильным, — сообщил депутат. —  За последний год количество мест в магистратуру было сокращено фактически вдвое. Это  абсолютно недопустимо, мы с этим согласиться никогда не сможем, придётся менять закон».

Кроме того, Никонов обратил внимание на  «географическое распределение»  контрольных цифр. Глава профильного Комитета ГД считает, что  для региональных вузов должны устанавливаться более высокие контрольные цифры,  чем для  столичных,  закончив которые, «выпускники, как правило, в регионы уже не возвращаются».

По мнению депутата, целевой набор и целевое обучение  сейчас – это «чаще всего профанация,  способ устроить в хороший вуз детей у которых хорошие связи, но низкий балл ЕГЭ».

«Нам нужно выходить на целевое обучение с тем, чтобы договоры  заключались не с детьми, а со студентами, которые уже сдали 2-3 сессии и проявили себя.  Конкурс должен быть на целевое обучение. И трехсторонний договор, который в этом случае заключается между студентом, образовательной организацией и работодателем, должен носить обязательный,  императивный  характер», —  сказал Никонов.

«Госдума  приняла закон о совершенствовании практической подготовки обучающихся, теперь в ускоренном порядке нужно принимать подзаконные акты, иначе это все не заработает», — продолжил парламентарий.

Никонов отдельно остановился на вопросах подготовки кадров высшей квалификации. Он сообщил, что в Госдуму внесен законопроект об аспирантуре.

«Над  всем необходимо  очень серьезно поработать над этим законом. Особый вопрос – география диссертационных советов, большое число их было закрыто,  и где получать кандидатские и докторские степени не очень понятно. В регионах это действительно большая проблема», — констатировал депутат.

По его мнению, высококвалифицированные кадры должны быть обеспечены рабочими местами соответствующего уровня.

«Нужна система высокотехнологичных рабочих мест для кадров, которые мы готовим. Проблема не только в том, что выпускники не идут работать  по специальности, но и в том, что для квалифицированных специалистов нет соответствующих рабочих мест. Научные и научно-производственные центры, технологические долины, закон о которых мы приняли,  должны составить систему,  способную впитывать кадры для новой экономики», — считает парламентарий.

Кроме того,  по его убеждению, нужна система непрерывного образования и непрерывного повышения квалификации кадров, выстроенная  с учетом региональных потребностей.

Важную роль в повышении качества подготовки кадров должны сыграть инвестиции реального сектора в образовательную сферу, развитие корпоративных университетов, государственно-частное партнерство. «Для всего этого необходимо создать  хорошие условия, прежде всего, через налоговые льготы», — отметил Никонов.

Важно повышать и мобильность кадров, в том числе академических, как это существует во всем мире. «Ясно, что невозможно везде готовить кадры высочайшей квалификации, они должны быть просто мобильны. Тем более, что сейчас есть возможность и дистанционного образования», — пояснил глава Комитета ГД.

В завершение  Никонов остановился на проблеме недофинансирования научно-образовательной сферы, в том числе,  на низких зарплатах учителей.

«На больших парламентских слушаниях в этом году была определена формула: базовая ставка учителя должна составлять не менее 70 процентов от средней зарплаты по экономике региона, но пока мы не приблизились к этой цели. Это будет центральный вопрос, который Дума поднимет на первом правительственном часе в весеннюю сессию» — сообщил депутат.


Пресс-служба Комитета Госдумы по образованию и науке