В свете «Маяка»

То ли этно?

Корреспондент газеты «Маяк» приняла участие в Международной акции «Большой этнографический диктант — 2019», который традиционно проходит в преддверии Дня народного единства

В нашем районе этнографический диктант прошел в четвертый раз, в этом году на новой площадке — в Кстовском нефтяном техникуме имени Б. И. Корнилова. В акции принял участие 51 кстовчанин от 7 до 69 лет, в том числе и сотрудник «Маяка».

В аудитории техникума собравшихся проверить свою этнографическую грамотность приветствовали представители сектора молодежной политики администрации Кстовского района, Центральной библиотеки имени А. С. Пушкина и Кстовского историко-краеведческого музея и еще раз напомнили о важности изучения истории народов нашей страны. После приветственного слова почетные гости и сами приготовились к диктанту.

И кстати, волновались не меньше моего! Беззаботными, казалось, оставались лишь студенты и ученики, особенно самая младшая участница диктанта — семилетняя Алёна Шалавина, которая выказала пожелание написать диктант вместе с мамой и старшей сестрой.

Отмечу, что принимать участие в международных диктантах мне не в новинку. При этом на «Тотальный диктант» лечу уверенная в своей грамотности и окрыленная прошлогодними успехами (никогда еще не доводилось получать ниже четверки), а на этнодиктант всегда направляюсь с некоторыми сомнениями в своих знаниях истории, культуры и традиций народов нашей многонациональной страны — ведь их в России порядка двухсот!

Так, в прошлом году на этнографическом тесте меня, в частности, поставил в тупик вопрос, касающийся удмуртской кухни. В этом году решила тщательно подготовиться, и о гастрономических обычаях удмуртского народа и не только я знала практически все. Однако у организаторов акции, очевидно, на каждый год есть новая «удмуртская кухня», к которой я оказалась не совсем готова…

Этнографический тест в этом году традиционно состоял из 30 вопросов: 20 федеральных и 10 уникальных для каждого субъекта — в нашем случае они касались Нижегородской губернии. На выполнение всех заданий был дан все тот же академический час — 45 минут. Первый вопрос заставил вздохнуть с облегчением: необходимо было назвать количество субъектов Российской Федерации (областей, республик и так далее). И пусть это задание отняло немного больше времени, чем остальные, в правильности ответов я была уверена. Легко дались и вопросы, посвященные приближающейся Всероссийской переписи — видимо, сказалась работа в районке и всплывающие в голове выдержки из публикаций об этом важном для граждан событии.

Если молодежь справилась с заданиями за 15–20 минут, то я за это время только и успела подсчитать все российские субъекты, рассмотреть и назвать роспись на матрешке и определить кулебяку к русской кухне (вы помните, в кулинарии этносов в этом году я подковалась!). А впереди меня ждали вопросы куда каверзнее. К примеру: к какой группе населения принадлежат котляры и сэрвы, а в каком языке народа России 66 букв? А как вам такой: самоназвание какого из народов («ня») в переводе на русский язык означает «товарищ»? После подобных заданий не покидало ощущение, что авторы этнодиктанта будто хотят поставить тебя в неловкое положение. Одно дело ответить, какой национальности был поэт Расул Гамзатов (вопрос из диктанта прошлого года) и какой процент населения страны знает русский язык, другое — знать наверняка старинные названия нанайцев и нивхов.

Согласно статистике организаторов диктанта в Кстове, в среднем наши участники набрали чуть более 38 баллов из 100, а максимальный балл равен 72. Своего результата я пока не знаю, но уверена, он заставит меня более глубоко изучать историю и обычаи народностей, населяющих по крайней мере Нижегородскую область. А если с каждым годом брать не одну, а пять или десять «удмуртских кухонь», то и вожделенные сто баллов окажутся не за горами. Но, впрочем, оценка здесь — не главное.

 

Виктория БАРХАТОВА (учащаяся 9-го класса школы № 3):

— Узнав о том, что в Кстове пройдет этнодиктант, заинтересовалась и захотела проверить, насколько знаю историю наших народов. Для меня как ученицы старших классов сложность диктанта средняя. Была парочка вопросов, на которые я не знала ответы наверняка. Доверилась интуиции. Региональный блок вопросов дался, конечно, легче, чем федеральный. Неудивительно, ведь родной край я знаю лучше, чем, допустим, Удмуртскую Республику или другой субъект нашей большой страны. Очень надеюсь на высокий балл.

 

 

 

Анна Ивановна ШАЛАВИНА (методист Кстовского нефтяного техникума) с дочерьми Ариной (учащаяся 9-го класса лицея № 7) и Алёной (учащаяся 2-го класса лицея № 7):

Анна Ивановна: Печально, что многие из нас (и молодежь, и старшее поколение) недостаточно знают историю и культуру народов, населяющих Россию. Мы с девочками решили принять участие в этой грандиозной акции, чтобы в будущем восполнить пробелы в этих знаниях. Честно скажу, вопросы оказались очень сложными. Если о количестве субъектов Российской Федерации и нижегородском наряде невесты ответить могла с уверенностью, то многие другие оказались не под силу.

Арина: Теперь буду больше уделять внимания в школе таким предметам, как география и история, и что-то читать дополнительно. В этом отношении этнодиктант оказался полезен.

 

 

Владимир Александрович САРАФАННИКОВ (заведующий музеем истории Кстовского нефтяного техникума):

— Вопросы этнографического диктанта оказались специфическими и, считаю, ответить на многие из них могут только специалисты узкой направленности. Да и, откровенно говоря, ответы на эти вопросы только им и могут понадобиться. Если честно, не вижу прикладного значения у этого теста. Да, федеративное устройство своего государства знать нужно, про соборы Нижегородской области — тоже, но большинство вопросов вызывают скорее недоумение. Не могу представить, как знание кухонь этносов или их костюмов может поспособствовать воспитанию патриотизма. Хочу, чтобы организовали наряду с этим диктантом исторический. Считаю, он окажется полезнее для любого поколения.


Страницу подготовила Дарья АБУШАЕВА

Фото Александра АРХИРЕЕВА