Во имя Победы

Пилот пикирующего бомбардировщика

О боевом пути Героя Советского Союза Василия Константиновича Иванова

В этом году в нашей стране и не только отмечают 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. В связи с этим  «Маяк» продолжает серию публикаций о кстовчанах — Героях Советского Союза. Сегодня мы расскажем о Василии Константиновиче Иванове.

Василий Константинович Иванов был пилотом пикирующего бомбардировщика Пе-2, на котором совершил 164 боевых вылета. Наш земляк воевал на Северо-Западном, Воронежском и 1-м Украинском фронтах, участвовал в Курской битве, а также в боевых действиях на территории Украинской ССР, Польши, Румынии, Чехословакии и Германии. За боевые заслуги отважный летчик награжден Золотой Звездой Героя Советского Союза, орденами Ленина, Красного Знамени (трижды), Отечественной войны I степени и другими наградами. В Нижнем Новгороде в честь Василия Константиновича названа одна из улиц и установлены мемориальные доски.

Лучшим пилотам — новые машины

Малая родина Василия Константиновича — деревня Муханово, где он родился в 1921 году в крестьянской семье. В начале 30-х будущий герой вместе с родителями переехал в Нижний Новгород. Окончив школу фабрично-заводского ученичества, Василий пошел работать на завод «Новое Сормово» чертежником в отдел главного технолога. Параллельно без отрыва от производства осваивал азы летного мастерства в горьковском аэроклубе.

В 1940 году по направлению аэроклуба всерьез увлекшийся авиацией юноша поступил в Энгельсскую военную школу пилотов, где и встретил начало войны. Во время учебы курсант Иванов продемонстрировал недюжинный талант летчика. Поэтому в феврале 1942 года после успешного освоения им бомбардировщика СБ отличившегося молодого человека было решено пока не отправлять на фронт и включить в группу подготовки на новом самолете Пе-2 — знаменитой «Пешке».

Уверенно овладев грозной машиной, сержант Василий Иванов был направлен в действующую армию на Северо-Западный фронт, где его назначили летчиком в 804-й бомбардировочный авиационный полк. В составе полка он в марте 1943 года прибыл на Воронежский фронт. Здесь ему в штурманы был назначен сержант Андрей Никитович Лукьянец (к слову, тоже будущий Герой Советского Союза), с которым они вместе дойдут до Победы.

Бил врага и на подбитом самолете

Из впечатляющего списка наград Василия Константиновича первая — орден Красной Звезды, который молодой летчик получил за мужество, проявленное 12 июля 1943 года в бою близ деревни Покровки, где наш земляк выдержал неравную схватку с вражескими истребителями.

«<…> тов. Иванов был дважды атакован тремя истребителями противника, в результате чего левый мотор был подбит. Истребители противника, увидев, что мотор подбит и самолет начал отставать, начали еще яростнее атаковать, но массированным огнем из всех своих пулеметов тов. Иванов сбил одного Ме-109 ф., остальные два позорно скрылись», — пишет в наградном листе майор Зайцев, командир 780-го бомбардировочного авиаполка, в котором на тот момент служил Василий Иванов.

Разобравшись с «мессерами», наш земляк продолжил выполнение задания. Серьезные повреждения самолета не стали ему в этом помехой.

«На неисправном самолете бомбы были сброшены по цели и (Василий Иванов — Прим. автора) благополучно дотянул до своего аэродрома», — продолжает майор Зайцев.

Еще не раз в течение войны нашему герою вместе с боевыми товарищами удавалось выйти победителями из воздушного боя и не единожды он смог благополучно посадить подбитую машину.

Вот еще один славный эпизод боевого пути летчика Иванова:

«При выполнении боевого задания в районе Раково его (В. К. Иванова — Прим. автора) самолет был атакован шестью истребителями противника. В завязавшемся бою после первой же прицельной очереди экипажем Иванова один истребитель Ме-109 ф. был сбит. Остальные отогнаны огнем пулеметов группы. При выполнении бомбометания в районе Лукановы самолет тов. Иванова был атакован двумя М-109 ф. В результате атаки был подбит правый мотор, который заклинило. Тов. Иванов дотянул до своего аэродрома на одном моторе, пройдя 80 км, и мастерски посадил самолет», — читаем в документе о представлении нашего земляка к награждению орденом Красного Знамени.

Конечно же, преуспевал летчик Иванов и в выполнении основной задачи — бомбардировке вражеских наземных объектов. Так, 14 августа 1944 года, будучи ведущим группы, наш земляк вывел самолеты на цель в пункте Ожарув и произвел ее бомбардировку. В результате было уничтожено до восьми танков и автомашин, разрушено пять пулеметных точек и 15 построек, приспособленных под опорные пункты. 7 февраля 1945-го Василий Константинович выполнял задание по разведке войск противника в районе железнодорожной станции Нидер. Отразив атаку вражеских истребителей, отважный летчик вышел к заданной цели и метким бомбовым ударом уничтожил до 12 вагонов, а также вызвал два сильных взрыва на вражеском объекте.

Участник Парада Победы 1945 года

Последний свой боевой вылет Василий Константинович совершил уже за порогом Победы — на рассвете 9 мая 1945 года, участвуя в разгроме продолжавших сопротивление частей вермахта в Чехословакии.

За многочисленные боевые подвиги нашему земляку выпала великая честь участвовать в историческом Параде Победы на Красной площади 24 июня 1945 года в строю сводного полка 1-го Украинского фронта.

Указом от 27 июня гвардии старшему лейтенанту Иванову было присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны герой продолжил службу в авиации и получил очередное звание капитана. В апреле 1949 года Василий Константинович был направлен в Таганрог на высшие офицерские летно-тактические курсы усовершенствования командиров авиационных эскадрилий, после которых его, вероятно, ожидало и повышение по службе. Но уже в июне подающий надежды летчик тяжело заболел, а 9 июля его не стало.

Похоронен славный летчик в Нижнем Новгороде на Старом Сормовском кладбище.


Алексей СКОТНИКОВ

Фото из архива «Маяка»