Во имя Победы

Непобежденный летчик

О боевом пути Героя Советского Союза Константина Антоновича Аверьянова

В наступившем 2020 году в нашей стране и не только будут отмечать 75‑летие Победы в Великой Отечественной войне. К этой важной дате «Маяк» подготовил серию публикаций о кстовчанах — Героях Советского Союза. Сегодня мы расскажем о Константине Антоновиче Аверьянове.

Константин Антонович Аверьянов совершил к концу войны в общей сложности 176 боевых вылетов. Летал на штурмовике Ил‑2. Участвовал в боях за Белоруссию, Крым и Кавказ. После войны продолжил службу в военной авиации.

27 мая 1946 года отважный летчик погиб при исполнении служебных обязанностей в Польше. Похоронен герой под польским городом Болеславец рядом с останками великого русского полководца Михаила Илларионовича Кутузова.

За свои многочисленные боевые заслуги наш земляк награжден «Золотой Звездой» Героя Советского Союза, орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны I степени и Красной Звезды, а также медалями.

Именем Константина Антоновича назван микрорайон в городе Дмитрове Московской области и главная улица в деревне Студенец, где также установлена мемориальная доска на его родном доме. Кроме того, имя героического летчика высечено на одной из мемориальных досок на Сапун-горе в Севастополе.

Стремился в небо

Родился Константин Антонович 25 сентября 1922 года в деревне Студенец. В 1934 году вместе семьей переехал в подмосковный город Дмитров. С юных лет Костю тянуло в небо, он занимался в Дмитровском и Московском аэроклубах.

В 1942 году будущий герой окончил Энгельсскую военную авиационную школу пилотов, после чего был направлен в запасной авиаполк под Пензу, а затем на Куйбышевский авиационный завод. Свое участие в деле разгрома врага молодой летчик начал с перегона на фронт самолетов Ил‑2. Вскоре ему предстояло сесть за штурвал штурмовика в качестве боевого пилота.

Отчаянно разил врага

Попав на фронт в марте 1943‑го, Константин Антонович прошел славный боевой путь, о чем говорят его многочисленные награды. Уже в августе этого года отважный пилот был награжден орденом Красной Звезды. В наградном листе о его заслугах сообщается в частности следующее: «22.7.43 года тов. Аверьянов в паре ходил на подавление ЗА (зенитной артиллерии. — Прим. авт.) противника, где своим огнем уничтожил 1 зенитную батарею и заставил замолчать 3 других батареи. В это время его атаковали 2 Ме‑109. Тов. Аверьянов благодаря своему искусству маневрировать вступил в бой и вышел невредимым. Один Ме‑109 был сбит».

Подробную и впечатляющую картину его дальнейших подвигов дает наградной лист от 9 августа 1944 года о присвоении летчику звания Героя Советского Союза. Вот лишь некоторые из эпизодов, самые яркие, на наш взгляд: «12.12.43 г. в паре тов. Аверьянов летал на разведку скопления противника в р‑не Керчи. Появление разведчиков враг встретил сильным зенитным огнем, и скоро напарник был подбит, вынужденно сел на нашей территории. Одиночно тов. Аверьянов продолжал выполнять задание, умело маневрируя в зоне зенитного огня. Только благодаря упорству и отваге тов. Аверьянов добыл ценные данные о сосредоточении танков, замаскированных артиллерийских позициях и дзотах в р‑не Керчи».

Читаем дальше: «9.5.44 г. тов. Аверьянов в группе 7 самолетов водил звено на уничтожение транспортов противника на мысе Херсонес. Всю группу немцы встретили сильным зенитным огнем, была опасность, что вражеские истребители поднимутся с Херсонесской косы. Аверьянов принимает дерзкое решение — зайти с моря со стороны солнца, подойти на высоте 1200 метров и со снижением, чтобы создать запас скорости, обмануть зенитные расчеты врага, по пути обстрелять пулеметно-пушечным огнем аэродром врага, разогнав прислугу, а основной бомбовый удар обрушить на транспорты, стоявшие на погрузке. Расчет полностью удался. Без потерь группа потопила крупный транспорт, груженный техникой и солдатами врага».

К моменту присвоения звания Героя Советского Союза на счету летчика было 117 успешных боевых вылетов, 19 уничтоженных и поврежденных вражеских танков, 5 самолетов, свыше 60 автомашин с грузом, 7 разгромленных железнодорожных эшелонов, до 600 истребленных солдат и офицеров противника и много других обезвреженных вражеских объектов.

Интересный факт: в боях нашего героя сопровождал верный друг, пес Болтик.

Из воспоминаний однополчанина Аверьянова Василия Борисовича Емельяненко: «…Аверьянов убеждал нас, что Болтик сигнализирует об опасности, которую летчик сам еще не замечает: «Если тычется мордой в ногу, значит надо маневрировать, где-то есть разрывы зениток, которых я не вижу, а может быть «мессер» подкрадывается сзади».

Поговаривали, что именно Болтик был прототипом собаки Жучки из знаменитого фильма «В бой идут одни «старики».

…После войны героическому летчику выпала честь участвовать в двух авиапарадах над Красной площадью — на Параде Победы 24 июня 1945 года и на параде 9 мая 1946‑го. Вскоре после последнего парада непобежденный врагом воин погиб в учебном воздушном бою в небе над Польшей, пилотируя штурмовик Ил‑10.


Алексей СКОТНИКОВ

Фото из архива «Маяка»

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *