Вести поселений

Пустеющая глубинка: Соколово

Корреспондент «Маяка» побывал в пустеющих деревнях и селах Кстовского района

Этим репортажем мы продолжаем серию публикаций, посвященную отдаленным деревням и селам нашего района, в которых численность населения сокращается. Останутся ли эти населенные пункты на карте через 10–20 лет или исчезнут вместе с последними жителями? В этом мы и попытались разобраться на месте. Сегодня мы посетили село Соколово Чернышихинского сельсовета, где постоянно зарегистрирован 21 человек.

Путь в Соколово мы смогли найти не сразу. Съехав с асфальтированной дороги, увидели незаброшенные сельхозпостройки. В надежде найти кого-то, кто сможет указать дорогу, мы зашли в одно из помещений. Здесь мы встретили Михаила Чернова. Михаилу 39 лет, вот уже целое десятилетие он с женой Зоей и двумя детьми живет в Соколове.

Сюда Черновы переехали из Кстова после кризиса 2008 года. В городе Михаил пробовал заняться бизнесом, но из-за сложной экономической ситуации был вынужден оставить это занятие. «Да и экология в Кстове заметно испортилась. Вот тогда мы и решили с семьей перебраться в Соколово, где у меня корни», — рассказывает наш собеседник.

В селе бывшие горожане, как выразился Михаил, «крестьянствуют». «Я хотел стать фермером, но, к сожалению, не удалось получить землю, вот и живем нашим приусадебным хозяйством», — говорит он.

В хозяйстве у Черновых внушительный коровник, в котором располагается 20 голов крупного рогатого скота. В углу резвятся игривые телята. У входа в коровник, жмуря глаза, блаженствует зашедшая погреться кошка. Мимо нас с доильным аппаратом в руках проходит тетя Тамара.

Раньше Тамара Николаевна работала в Чернышихинском совхозе, где за большие успехи в надоях была отмечена наградами, сейчас, на пенсии, она помогает Черновым по хозяйству.

Крестьянская семья делает творог, кефир и йогурт. Имеется у них и небольшой курятник. «От кур нам, возможно, придется отказаться, — с досадой говорит Михаил. — Невыгодно это».

Многочисленные сложности нашего собеседника не пугают. «Сейчас для многих — время не шиковать, а выживать, а земля и хозяйство тебя всегда прокормят, даже если нет денег», — по-крестьянски философствует он.

Дети Михаила, Ваня и Маша, учатся в Работкинской школе. Им, по его словам, сельская жизнь пришлась по нраву. «Здесь для них простор. Они  бегают, резвятся на свежем воздухе, едят только свежие продукты, — рассказывает наш собеседник. — Однажды я спросил свою дочь, где бы она сама хотела жить: в городе или здесь, на что она мне совершенно твердо ответила, что здесь».

Михаил производит впечатление очень приветливого, общительного и позитивного человека. Узнав, что мы хотим написать репортаж про Соколово, он вызвался стать нашим гидом. В селе у него есть предмет отдельной гордости — местная часовня, построенная по инициативе его отца Владимира Михайловича.

Часовня, по словам Михаила, построена рядом с местом, где раньше была церковь. В советское время в здании храма располагалась сельская школа, которая в 90-е годы сгорела. Сейчас от здания остался только фундамент. В целом же село смотрится ухоженно, заброшенных изб здесь мало. Большая часть домов, по словам Михаила, принадлежит дачникам.

«Новых дачников в последнее время стало появляться меньше, —  рассказывает наш собеседник. — То ли земля стала дорогой, то ли с какими-то другими причинами это связано».

Постоянно же заселены, по его подсчетам, лишь пять домов. К одному из них   наш гид указал нам дорогу.

На крыльце нас встретила женщина в годах.

63-летняя Людмила Леонидовна Городова переехала в Соколово из Нижнего Новгорода. Здесь она ухаживает за престарелой матерью и безногим братом-инвалидом. На нашей собеседнице целиком лежат заботы о домашнем хозяйстве и огороде. По чистоте и порядку в доме видно, что со всеми хлопотами немолодая женщина героически справляется. Людмила Леонидовна застенчива и немногословна. На ее добром лице читаются скромность и смирение. Жаловаться на свою долю она и не думает.

«У меня три дочки и три хороших зятя, они постоянно приезжают и помогают мне», — с искренней счастливой улыбкой говорит наша собеседница.

Выходим за калитку и снова встречаем Михаила. Прогуливаясь по селу, беседуем с ним о том о сем.

«Мне наша сельская администрация нравится своим деловым подходом, — говорит наш собеседник. — Вопросы жителей не остаются без внимания, вон освещение в селе установили, где попросили».

Ругать власть, по его мнению, занятие неблагодарное. Непростая жизнь  сначала предпринимателя, а затем крестьянина научила Михаила всегда полагаться на свои силы.

«Когда мне тяжело, смотрю на противотанковый ров, вырытый в годы войны недалеко от Соколова. Его, готовясь к возможному приходу врага, копали местные женщины, чьи мужики ушли на фронт. Представляю, каково было им, и понимаю, что все преодолимо», — с широко открытыми глазами говорит он.

В селе мы заметили старое вековое дерево, из треснувшего надломившегося ствола которого растут, все более укрепляясь, молодые ветки, олицетворяющие его новую жизнь. Вот так и в запустевшие деревни и села однажды приезжают молодые и энергичные люди, дающие надежду на то, что у глубинки есть будущее.


Алексей СКОТНИКОВ

Фото Александра АРХИРЕЕВА