Корреспондент «Маяка» побывал в пустеющих деревнях и селах Кстовского района
Этим репортажем мы продолжаем серию публикаций, посвященную отдаленным деревням и селам нашего района, в которых численность населения сокращается. Останутся ли эти населенные пункты на карте через 10–20 лет или исчезнут вместе с последними жителями? В этом мы и попытались разобраться на месте. Сегодня мы посетили село Лопатищи Чернышихинского сельсовета, где постоянно зарегистрированы два человека.
Ныне полузаброшенное село Лопатищи имеет древнюю и богатую историю. Именно здесь в первой половине XVII века начинал свою церковную службу простым священником будущий опальный лидер старообрядцев протопоп Аввакум. В память о защитнике древнерусских православных канонов в селе по частной инициативе была построена старообрядческая часовня, в которую сегодня регулярно приезжают паломники.
Как свидетельствуют старинные документы, 350 лет назад в Лопатищах проживали десятки человек. Увы, к сегодняшнему дню ничто не напоминает о былой многолюдности. На покрытых первым снегом деревенских улицах не видно ничьих следов, кругом стоит тишина. Такое ощущение, будто село впало в зимнюю спячку.
Убаюкивающий пустынный пейзаж дополняют заброшенные (и, видимо, уже давно) дома и другие строения. Здесь они кажутся совершенно естественным фоном. Вместе с тем встречающиеся здесь и там развалины словно вопиют о том, что когда-то село было куда более обитаемо. Словно памятник прежней жизни, на окраине Лопатищ стоит заброшенное здание бывшего отделения связи.
На нем каким-то чудом прекрасно сохранилась вывеска советских времен. Внутри уже ничего не говорит о том, что когда-то здесь располагалось государственное учреждение. Прежнее предназначение здания ушло в прошлое вместе с эпохой, о которой напоминает вывеска, а нового пока так и не нашлось. Похожая участь постигла и другие здешние социальные объекты. Посреди села за обильными зарослями кустарника стоят руины деревянного храма Рождества Христова, срубленного в 1856 году.
В советское время в бывшей церкви была открыта сельская школа. После ее закрытия здание пришло в упадок, а место, где оно находится, запустело. Туда, куда раньше не зарастала народная тропа, теперь не так-то и просто пробраться…
«Вы заблудились, что ли?» — вдруг нарушив тишину, из окна одного из домов выкрикнул на вид средних лет мужчина, с явной настороженностью во взгляде посматривая на нас — незнакомых людей, с подозрительным любопытством рассматривающих село и его достопримечательности.
Уроженцу Лопатищ Вадиму Можнову 43 года. Вот уже 12 лет он живет в селе вместе с матерью. Будучи официально безработным, занимается преимущественно натуральным хозяйством, в частности выращивает коз. «Коза — это маленькая корова для малоимущих, — философствует Вадим. — Это и молоко, и мясо, творог и сметана».
Впрочем, приусадебное хозяйство — не единственное, чем добывает хлеб насущный молодой и полный сил селянин. Иногда Вадим выезжает на заработки.
Раньше наш собеседник жил в Нижнем Новгороде и работал на ГАЗе. Затем попал под сокращение, а его мать, 69-летняя Анна Николаевна, тоже работавшая на автозаводе, ушла на пенсию. Тогда они и решили вернуться в родное село. О своей прошлой жизни наш собеседник говорит неохотно. Вскользь он рассказал, что раньше был женат и имеет с бывшей женой общую дочь. Во всяком случае, о своем отъезде из города он явно не жалеет.
«Ну а чего там хорошего, в городе?! — с заметной долей обиды в голосе говорит Вадим. — Цивилизация? Так и здесь она есть. Пусть нет водопровода, но зато у каждого есть скважина — и ничего. Я вот сейчас душевую доделываю».
Другой жительнице села, Ираиде Николаевне Калашниковой, 73 года, 55 из которых она прожила в Лопатищах. За эти полвека, по словам нашей собеседницы, у нее не возникало даже и мысли уехать в город. Проблема сельской безработицы, ее, в общем-то, обошла стороной.
«Работала я в совхозах, а потом ушла на пенсию, — рассказывает Ираида Николаевна. — Пока совхозы не развалились, людям здесь было чем заниматься».
Сейчас наша собеседница живет на пенсию и в одиночку ведет приусадебное хозяйство. «Мне не тяжело. Ну а что там, у меня же всего одна коза», — с бодростью и иронией говорит пожилая женщина.
По словам Вадима, Анны Николаевны и Ираиды Николаевны, они сегодня и есть всё постоянное население Лопатищ. Остальные — дачники…
Алексей СКОТНИКОВ
Фото Александра АРХИРЕЕВА
Алексей, спасибо за интересную статью. А на следующий год будет продолжение?
— Жаль Лопатищи, Соколищи, Игрищи. Пропадают деревни.
От Лопатищ до «казанки» на север и восток — напрямую по 6-7 км. А добраться в распутицу невозможно. На УАЗе из Лавровки и Варварского не всегда проедешь, с трудом — через Поляны и Прокошево, далеко и также по грунтовке — через Соколово.
Коллеги, хотела скопировать материал о деревне Лопатищи и использовать в своем материале, естественно со ссылкой на вас. Очень важная тема. Спасибо, что вы ее ведете. Но почему вы блокируете материалы, какой от этого вред Маяку?
Когда-то была внештатным корреспондентом газеты, на журфак МГУ в 1974 году поступила с ее рекомендацией. У меня к вам просьба. Написать о проблемах восстановления церкви Благовещания Пресвятой Богородицы в селе Чернуха. Ко мне обратились земляки с просьбой помочь, я написала в Московскую Патриархию на имя митрополита Саввы — управляющего Патриархии. Не очень надеюсь на ответ и реальную помощь, но как говорится, капля камень точит…
Татьяна Шавина (Курапина), заместитель главного редактора журнала «Качество в строительстве» (Москва)
Татьяна, спасибо за Ваш добрый отзыв и интерес к нашей рубрике «Пустеющая глубинка» и «Маяку» в целом. Нам очень приятно. Вдвойне приятно встретить коллегу в преддверии юбилея газеты!
Блокировать возможность копирования выложенных на сайте текстов и фото мы вынуждены потому, что не все так добросовестны, как Вы, и готовы указать ссылку на источник информации. Пожалуйста, пришлите свои координаты на электронную почту редакции kstovomedia@yandex.ru. С удовольствием вышлем интересующий Вас материал и, надеемся, продолжим знакомство.