Корреспондент «Маяка» побывал в пустеющих деревнях и селах Кстовского района
Этим репортажем мы продолжаем серию публикаций, посвященную отдаленным деревням и селам нашего района, в которых численность населения сокращается. Останутся ли эти населенные пункты на карте через 10–20 лет или исчезнут вместе с последними жителями? В этом мы и попытались разобраться на месте. Сегодня мы посетили деревню Коровино Чернышихинского сельсовета, где постоянно зарегистрировано шесть человек.
Возможно, в Коровине мы бы никого не нашли, если бы наш новый знакомый из соседнего села Соколова (о котором мы писали в прошлом репортаже) не связался заранее с единственным, по его словам, постоянным жителем деревни Евгением Александровичем Мироновым и не попросил его встретить нас.
Евгений Александрович ждет нас на въезде в Коровино. Когда в холодное время года дачники разъезжаются, он остается в деревне один. Компанию 69-летнему пенсионеру составляют разве что охраняющий дом верный пес, пять гусей и десять кур, что наш собеседник держит в своем хозяйстве, да бродящая по деревне кошка Нюрка. Раньше Нюрка жила в одном из здешних домов, но однажды загулялась, и, уезжая в город, хозяин не смог ее поймать, чтобы забрать с собой.
Вот и сегодня мы застали Нюрку во время ее прогулки по деревенской улице. Завидев людскую компанию, кошка стремительно подбежала к нам и начала своим настойчивым «мя-я-яу» не просить, а именно требовать к себе внимания. Мы было подумали, что она голодна. Евгений Александрович нас в этом разубедил. «Да сытая она, я ее сегодня кормил. Нюрка постоянно приходит к моему дому», — говорит он, взяв кошку на руки. В его объятьях она, пристроившись поудобнее, мгновенно успокаивается. Видимо, бывшая домашняя кошка просто истосковалась по ласке. Поглаживая Нюрку, Евгений Александрович с задумчивым выражением лица продолжает рассказывать о себе.
В Коровине наш собеседник родился и вырос. Затем жил в Нижнем Новгороде, где до самой пенсии работал водителем в разных организациях. Около десяти лет назад он решил переехать в родную деревню. Его жена осталась в городе, чтобы нянчить внучат, и приезжает к нему летом. Тот отшельнический образ жизни, который Евгений Александрович ведет в деревне в зимнее время, ему совсем не в тягость. Возвращаться в город он и не думает, поскольку, по его словам, там ему просто скучно. «А что там делать? Сидеть на диване и в окно смотреть, как машины бегают? А здесь хотя бы хозяйство», — с многозначительным выражением лица говорит наш собеседник.
Впрочем, и в деревне Евгений Александрович, по его мнению, ничем особо не занят. «Здесь я, в общем-то, ничего не делаю — брожу себе по деревне да собак гоняю», — окидывая взглядом округу, говорит он.
Наш собеседник явно скромничает. Ему, как единственному зимующему в Коровине жителю, выпала роль быть здесь негласным сторожем и гонять отнюдь не только собак.
Идем с Евгением Александровичем по деревне. С полей этаким последним капризом зимы дует шумный холодный ветер, заметая многочисленные лисьи следы в сугробах.
Лисы, обитающие в соседних лесочках, по словам пенсионера, приноровились наведываться в почти безлюдную деревню и залезать в дома в поисках добычи. Рыжие хищники пытались покуситься в том числе на домашнюю птицу Евгения Александровича, да не тут-то было. Наш собеседник наладил против них настоящую систему обороны, регулярно патрулируя деревню и прогоняя пушистых негодников прочь. Помимо лис, рассказывает Евгений Александрович, в Коровино время от времени наведываются воры, ищущие, чем поживиться в оставленных на зиму избах. Им хранитель деревни тоже не дает спуску, заставляя раз и навсегда забыть сюда дорогу.
Подходим к окраине деревни, где расчищенный участок дороги кончается, однако улица идет дальше. Погрузившись в глубокие сугробы, тоскливо стоят избы, в которых, по словам Евгения Александровича, никто не живет. Потому-то, из-за его невостребованности, данный участок улицы и не расчищают. Кстати, именно через него проходит дорога к местному источнику воды. Зимой на него никто не ходит: наш собеседник предпочитает ездить за водой в Чернышиху.
…Повернувшись в другую сторону, видим на дереве небольшой дощатый домик, который смастерили для игр местной детворы. К домику в шутку прибита табличка «Посторонним вход воспрещен». Пожалуй, эта надпись как нельзя лучше отражает жизнь в зимнем Коровине: пока в деревне есть Евгений Александрович, чужакам здесь делать нечего.
Алексей СКОТНИКОВ
Фото Александра АРХИРЕЕВА