Корреспондент «Маяка» побывал в пустеющих деревнях и селах Кстовского района
Этим репортажем мы продолжаем серию публикаций, посвященную отдаленным деревням и селам нашего района, в которых численность населения сокращается. Останутся ли эти населенные пункты на карте через 10–20 лет или исчезнут вместе с последними жителями? В этом мы и попытались разобраться на месте. Сегодня мы посетили деревню Высоково Чернышихинского сельсовета, где, по данным местной администрации, постоянно зарегистрированы семь человек.
Высоково встретило нас довольно приветливо. Приехав в деревню, мы увидели людей, работающих в огороде одного из домов. Это оказались дачники, которые, узнав, что мы собираем материал для «Маяка», с радостью предложили нам свою помощь. Общался с ними корреспондент «Маяка», соблюдая предусмотренные в нынешних условиях меры предосторожности: в маске, в перчатках и на дистанции — что, впрочем, не помешало ни разговору, ни экскурсии по деревне. Ее для нас вызвался провести один из дачников — Леонид Юрьевич. Отметим, что обойтись без его помощи было бы непросто.
Леонид Юрьевич прошел впереди нас, чтобы убрать капкан, таящийся в зарослях у заброшенного дома, соседствующего с домами дачников. Как рассказал наш провожатый, капкан был установлен для поимки зайца: ушастые воришки повадились ходить на местные огороды, нанося ущерб хозяевам.
Заброшенная изба оказалась не так «разговорчива», как наш собеседник. По грудам лежащих в ней старых вещей сказать что-либо определенное об оставивших дом хозяевах сложно. На облупившейся стене мы увидели черно-белую фотографию симпатичной молодой женщины. Кто это? Хозяйка дома или родственница тех, кто в нем жил? Об этом остается только догадываться…
Другой брошенный дом оказался с характером, что почувствовалось еще при приближении к нему по густым и высоким зарослям крапивы, которыми дом словно отгородился от незваных гостей. Спасибо Леониду Юрьевичу, который, надев рабочую куртку из плотной ткани и высокие сапоги, протоптал тропинку. Наш провожатый поведал о доме почти мистическую историю: как только избу выставили на продажу, она покосилась, словно решив остаться верной прежним хозяевам.
О том, что это были за люди, мы попытались узнать по интерьеру дома. В сенях мы обнаружили висящие на стене рамки для сотового меда. В самой большой комнате дома на диване лежали три старые акустические колонки, а в соседней — мы нашли два динамика. Возможно, кто-то из прежних жильцов дома разбирался в звуковой аппаратуре и любил музыку.
Мы нашли здесь и множество фотографий, в том числе портретов, среди которых, возможно, есть и снимки бывших хозяев дома, да только встреченные нами дачники не знают их ни по имени, ни в лицо. На одном из фото видим бывший кстовский кинотеатр «50 лет ВЛКСМ». Среди прочих вещей мы обнаружили в заброшенном доме клубок ниток для вязания. Эта находка позволяет предположить, что прежде здесь жила женщина.
Уже покидая избу, я увидел запылившийся экземпляр газеты «Маяк» от 23 декабря 2005 года. Выходит, прежние жители дома читали кстовскую районку. Бросился в глаза материал с первой полосы под заголовком «Живет «Заветная глубинка»: в нем говорится о музыкально-песенном диске «Заветная глубинка», презентация которого состоялась в рамках акции партии «Единая Россия», посвященной сохранению культурного наследия нашего региона.
Читали районку и бывшие жильцы другого ныне заброшенного дома: рядом с отслужившим свое советским ламповым телевизором мы обнаружили номер «Маяка» от 28 марта 1986 года. Видимо, дом осиротел уже очень давно, потому что найти другие «говорящие» предметы нам долго не удавалось. Но вот мы обнаружили… старый лапоть. То ли его носил кто-то из хозяев дома, то ли это просто сувенир — спросить не у кого.
По нашим наблюдениям, в летний сезон в Высокове относительно людно. По осени же, как говорят дачники, населенный пункт полностью пустеет. Впрочем, по их словам, в обозримом будущем в Высокове, вероятно, появится постоянный житель. Сейчас этот человек строит себе дом. Близ Высокова есть роща из вековых лип, которую местные называют «барским садом». Говорят, она была высажена в дореволюционные времена по наказу местного помещика. Со временем роща заросла, и теперь там особо не погуляешь. Хочется верить, что Высоково не разделит ее судьбу и в деревню не зарастет народная тропа.
Алексей СКОТНИКОВ
Фото Александра АРХИРЕЕВА