В свете «Маяка» Люди и жизнь

Мультики — это серьезно!

8 апреля отмечался День российской анимации. Сам праздник молодой, но анимации в России больше века – 8 апреля 1912 года вышел первый мультипликационный фильм. Это была кукольная анимация Владислава Старевича под названием «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами». А что анимация сегодня? Зачем нужны мультфильмы в век клипового мышления, «рилсов» и «видосов»? Об этом мы поговорили с продюсером творческого объединения «Восторг» Жанной Цыбряевой.

Вот уже пять лет это творческое объединение создает мультфильмы и реализует проекты, которые по масштабу давно вышли за рамки нашего округа. Чего стоит только «Пластилиновый Нижний», в котором над созданием пластилиновых декораций родного города трудились сотни, а то и тысячи нижегородских семей!
– Жанна, а с чего вообще началась мультипликация в Вашей биографии?
– У меня высшее юридическое образование – юрфак университета имени Лобачевского, после которого было пятнадцать лет юридической практики. Работала судебным приставом-исполнителем, ведущим специалистом по судебной защите в Управлении юстиции, помощником судьи – из судов не вылезала, можно сказать…
А потом пошла в декрет на шесть лет, у меня появились трое детей. Пока была в декрете, посмотрела столько мультфильмов!.. И вот тогда обнаружила, что мультфильм – это не только развлекательный контент, но и классный инструмент воспитания. Я увидела, что те персонажи, те приемы – работают!
Но не сразу, конечно, это привело меня в мультипликацию. Как-то в моей жизни все начало разворачиваться так, что я из юриспруденции перешла в телевидение. И в итоге это вылилось в частную студию видеопродакшн, которой я руководила. Мы занимались пиар-сопровождением, и моя коллега Елена Быстрова как раз училась мультипликации, а одному из наших заказчиков понадобился детский проект. И вот тут у нас всё сложилось – мы решили сделать детский проект с мультипликацией. Это был мультфильм про ЖКХ. Я работала в нем как сценарист и как художник. В детстве я занималась в художественной студии…
– То есть все равно какой-то творческий опыт за плечами есть…
– Да, детская студия «Художественное слово», где я выступала со сцены с какими-то монологами (Смеется) и художественная студия. Все эти навыки, приобретенные в кружках, очень пригодились…
– Как ни странно, да?
– Да! Слава богу, мои родители не вмешивались в выбор кружков, не говорили, что полезно, а что нет, и я ходила туда, где мне было интересно. Компетенции, которые приобрела в детстве, сыграли ключевую роль в моем профессиональном становлении, и всем родителям сегодня желаю обращать внимание на то, чем интересуется ребенок.
Первый мультипликационный проект оказался таким успешным, что мы задумались о детской студии мультипликации. Тогда же я увидела информацию, что ГТРК «Нижний Новгород» к 800‑летию Нижнего Новгорода проводит конкурс «Посмотри на город».
Я по-продюсерски подумала: чем-то отличиться среди хороших видеографов будет сложно, надо придумать другой формат. И мультипликация и стала той альтернативой, которая выделила нас на общем фоне.
Тогда никакой студии у нас еще не было, в наличии имелись только свои дети, подопытные, на которых творческие мамы ставят эксперименты. (Смеется.) С ними мы сняли мультфильм «Рождественская сторона». Это был колоссальный труд, но он оказался вознагражден. Мы совершенно неожиданно для себя получили приз «Лучшая детская работа», награждал нас в День города министр культуры. И для детей, и для нас это было очень значимо. Именно в тот день к нам стали подходить и спрашивать: где ваша студия, как в нее записаться? В тот момент мы поняли, что она должна быть. Так и появилась студия «Восторг» в городе Кстово, которой в этом году исполняется пять лет.
– Это уникальный для Нижегородской области проект? Больше таких нет нигде?
– Наша уникальность в том, что дети работают вместе со взрослой про-
фессиональной мультипликационной командой. Детские мультстудии есть, но чаще там преподает педагог, а не профессионал мультипликационной сферы. Это другое качество работы, другое погружение. У нас дети помимо того, что изучают основы анимации и снимают мультфильмы, участвуют в проектах областного значения, где они, например, лепят декорации, а потом это дорабатывается взрослыми художниками, режиссерами. В итоге получается контент хорошего художественного содержания, который потом востребован, например, как пособие. На базе наших мультфильмов проходят занятия в нижегородских школах, используются мультфильмы экологической тематики или наши фильмы про этикет.
В этом году мы взяли тему «Купно за едино» про Нижегородское ополчение. Мультфильм выпустили недавно, а он уже набрал 60 тысяч просмотров – это выходит за рамки обычного детского творчества. Сейчас в работе проект «Град Китеж» – уже идут сьемки, в мае премьера. В серии «Пластилиновый Нижний» снимаем новый мультфильм «Коромыслова башня», премьера запланирована на сентябрь.
Цель этого процесса – не только развить творческие навыки, а еще и наполнить содержанием, привить духовно-нравственные ценности, которые воспитанники познают через творчество, смыслы, наши национальные культурные коды. Это то, что сегодня по-настоящему важно воспитывать.
– Жанна, Вы еще и профессионал в грантовой теме. Как получилось и в этом продвинуться?
– Я как продюсер искала финансирование, поэтому и погрузилась в эту тему. Конечно, всё получилось не с первого раза. Тема непростая, любой грант – это кипы документов, где все проработано, просчитано, прописано. Решение принимает экспертный совет, федеральная комиссия, они оценивают идею, которую я им упаковала и предложила. Вот здесь, думаю, немаловажную роль сыграл тот самый юридический опыт: умение оформлять документы, вести деловую переписку… Есть грантовые заявки, которые защищаю очно, выступая перед экспертами.
– Сколько грантов за это время было отработано?
– В этом году мы приближаемся к тридцати. За пять лет выиграли уже 30 грантов. Это труд не одного человека. За эти годы собралась профессиональная команда. Наш главный режиссер Сергей Шамрай – уникальная личность. В детском творчестве очень важно самому сохранять в себе ребенка, разговаривать на одном языке с той целевой аудиторией, для которой ты это делаешь. У него это есть. Он также пишет музыку и делает аранжировки ко всем нашим мультфильмам. Художник-постановщик Марина Пересько… Есть еще художники, например, Дарья Арефьева. Юлия Трибунская – технолог анимационного производства, неизменный бухгалтер Ирина Макарова и новый член команды – фотограф Ксения Иванова.
– Задам стандартный вопрос про творческие планы.
– У нас этот год довольно продуктивный. Только что мы сняли мультипликационный фильм «Купно за едино», итоговое торжественное мероприятие с показом мультфильма пройдет в КУПНО, в зале «Минин», что очень символично. Снимаем сериал «Артёмка» про Артёмовские луга, уже вышла пилотная серия. Его мы создаем с культурным центром «Арт-луга». Это компьютерный сериал, где мальчик Артёмка попадает в волшебную атмосферу Артёмовских лугов, знакомясь там с разными персонажами, и таким образом познает окружающий мир. Еще один недавно выигранный грантовый проект «ЭкоМультФест» – будем снимать мультфильмы про животных и птиц, занесенных в Красную книгу Нижегородской области.
– Сейчас много говорят о том, что скоро всё заменят нейросети.Что думаете по этому поводу?
– Чем чаще наблюдаю за детьми на наших мастер-классах и вижу их погружение в прикладное творчество, в то, что они делают руками, что они пропускают через себя и потом видят на экране, тем больше понимаю, что очарование подлинника никто и никогда не заменит. Не может что-то созданное неодушевленным предметом попадать в самое сердце живых людей. Человеку нужен человек!

Наталья МЕЩАНИНОВА
 архив Жанны Цыбряевой