Кстовчане

На казанском тракте

С развитием торговых отношений Москвы с Поволжьем и Сибирью обустраивается большая дорога – Владимировка. Большак проходил из Москвы через Владимир, Нижний в Макарий, Казань, на Урал и в Сибирь. Из Нижнего он пролегал через кстовские земли и селения в Большую Ельню, Опалиху, Кстово, Старое Ликеево, Стан-Шёлокшу, Майдан, Чернуху, Старые Ключищи, Слободское, Долгую Поляну. Торговый путь, проходивший через Кстово, способствовал его развитию и вносил в жизнь заметное оживление.

В 1758 году в Кстове устанавливается почтовая станция, где можно было поменять лошадей. Почтовые станции имелись и в селениях Майдан, Долгая Поляна. Казанский тракт – продолжение знаменитой Владимировки. Это дорога многих человеческих судеб, дорога в далекий суровый Сибирский край. По Казанскому тракту в октябре 1790 года через кстовские земли везли из Петербурга за семь тысяч километров в глухой Илимский острог закованного в кандалы А. Н. Радищева, открыто выступившего против самодержавия.

По Владимирке – Казанскому тракту царские жандармы гнали в Сибирь ссыльных декабристов, политкаторжан и революционеров. Проходили они и через Кстово. Прикованные наручниками к толстому железному пруту по 8–12 человек, шли они пешком по размокшей от ненастья дороге. В деревнях Старое Ликеево, Долгая Поляна располагались пересыльные этапные пункты с ночлегом для ссыльных арестантов. Переночевав здесь, они направлялись дальше. Где-то в своих глубинах кстовская земля хранит отзвук тяжких шагов тех далеких жестоких времен.

Располагаясь на берегу Волги, на большой столбовой дороге, Кстово с каждым годом становится многолюднее и оживленнее. По обеим сторонам большака в селе все больше появляется домов, торговых лавок, кабаков, трактиров, постоялых дворов, обслуживающих приезжих купцов с товарами и обозы.

В конце XVIII – начале XIX века Кстово с окрестными землями принадлежало статскому советнику И. И. Нечаеву. На его средства на месте деревянной церкви в 1775 году был построен новый храм. В документах архивного фонда Нижегородской духовной консистории сообщается, что построенное «здание церкви и колокольня – каменные».

По экономической описи, проведенной в Нижегородской губернии (1798–1800 гг.), в Кстове тогда находилось 48 дворов, в них проживало 129 мужчин и 157 женщин. Крестьяне на оброке занимались хлебопашеством, а мужчины – еще и извозом. Женщины из льна и шерсти ткали холсты и сукна для своего обихода и на продажу.

В 1799 году с образованием Нижегородского уезда возникла и Кстовская волость. Кроме Кстова в нее вошли деревни Ельня, Столбищи, Лукерьино, Зимёнки, Вишенки и другие. Роль Кстова как волостного центра возрастает. В 1895 году в волости проживало 385 семей, а всего 2658 человек. Реформа 1861 года освободила крестьян от крепостной зависимости, но способствовала расслоению крестьянства.

Чтобы прокормиться, жители Кстова стали заниматься отхожим промыслом: одни нанимались пилить лес, привозимый с Унжи и Волги, другие тянули проволоку. Женщины и дети вязали на дому рыболовные сети. Мужское население с малолетства уходило на Волгу. С развитием парового судоходства они в период навигации нанимались работать на суда, баржи, шли в бакенщики, грузчики, матросы, рулевые. Отхожий промысел стал занимать важное место в их жизни. В Кстове появились целые династии потомственных волгарей, работавших на судах матросами, лоцманами капитанами и знавших Волгу как свои пять пальцев – Рачковы, Терентьевы, Глебовы, Бутылины.

 

По книге С. С. Маркова «Кстово» (Горький, Волго-Вятское книжное издательство, 1987 год)

Фото из Интернета