В центре внимания Власть

Экономия средств, оптимизация аппарата, простота в принятии решений

Преобразование Кстовского района в муниципальный округ – эта тема сегодня одна из самых обсуждаемых как среди районных депутатов, так и в деревнях и селах.

Глава местного самоуправления района Андрей Чертков подчеркивает, что никакие изменения и реформы не должны лишить жителей возможности оперативно решать возникающие проблемы на местном уровне. Главная цель задуманной реформы – оптимизировать административно-управленческие расходы и продолжить развитие территорий поселений. Подробнее об этом – в интервью, которое глава дал газете «Маяк».

– Андрей Геннадьевич, почему сейчас встал вопрос о преобразовании района в округ?

– Идея создания округа в Кстовском районе была озвучена еще в 2016 году, но тогда не была реализована, так как многие депутаты и сельсоветы в целом не были к этому готовы. Но сама двуглавая система, при которой есть глава администрации и глава местного самоуправления, показала свою неэффективность по всей России. В первую очередь из-за долгого принятия решений. Сегодня в Кстовском районе насчитывается 155–165 депутатов – сельских Советов, земского собрания, городской думы. В результате преобразования района в муниципальный округ депутатский корпус сократится примерно в пять раз, и во вновь избранном совете депутатов останется порядка 36–38 депутатов.

– То есть, основная цель – это сокращение структурного аппарата?

– Да, это больше структурно-административная реформа, которая направлена как на сокращение структуры администрации, так и на сокращение структуры депутатского корпуса. Сегодня Кстовский район представляет собой 13 сельсоветов, город Кстово – это всего 15 бюджетов. Подобная разрозненность мешает развитию любого района, в том числе и нашего.

– Сейчас бюджеты поселений разнятся… Как будет происходить финансирование, когда образуется округ?

– Да, конечно, сегодня бюджет Работкинского поселения составляет восемь миллионов рублей, а Большеельнинского – девяносто миллионов, но и количество проживающих там людей – разное. При этом прирост населения в Афонинском, Большеельнинском, Ближнеборисовском поселениях будет продолжаться. И мы надеемся, что будет и рост бюджетов в этих поселениях, так как он формируется от налогооблагаемой базы. Сейчас есть дотационные поселения и поселения с хорошим бюджетом, и распределением средств от более «богатых» сельсоветов занимается минфин, не 

район.

– Как будет устроен округ? Все деньги будут аккумулироваться в едином бюджете?

– Вместо сельских администраций на местах будут отделы и управления. Вопервых, не будет объединения сельсоветов и поселений – вот что важно, потому что люди переживают, что необходимо будет менять прописку, вносить изменения. Нет, этого не будет.

Структура администрации, естественно, изменится. Я думаю, появится отдельный заместитель главы, который будет руководить поселениями. И будут техотделы, которые обязательно останутся в сельсоветах. Это те специалисты, которые будут встречаться с людьми, потому что часть полномочий по-прежнему останется в сельсоветах.

– Решение оперативных вопросов остается за местной властью?

– Да, конечно, оперативные вопросы, какие-то аварии, жалобы жителей, контроль работы домоуправляющих компаний, уборка улиц – все текущие вопросы будут на их контроле. Структура администрации пока прорабатывается. Многие депутаты задают вопрос, как эти изменения коснутся жителей. Самая главная цель – чтобы жители этой реформы не почувствовали, это больше реновация власти. Если сельчане почувствуют, что их жизнь усложнилась, и сельсоветы прекратят оказывать необходимые услуги или будут оказывать их плохо – значит, мы что-то упустили, возможно, не того человека поставили… Это будет живой механизм, чтобы взаимодействие между властью и жителями оставалось всегда, и в отдаленных поселениях тоже.

– Сейчас процесс преобразования в округ на какой стадии?

– Сейчас в поселениях будут проходить общественные обсуждения по вопросу преобразования Кстовского района в муниципальный округ, на которых будут присутствовать депутаты. Депутаты уже приняли решение по одобрению инициативы вступления в муниципальный округ.

Вот, кстати, хочу сделать акцент – инициируется преобразование в муниципальный округ, а не в городской – это разные статусы. Многие муниципалитеты Нижегородской области преобразовались в городские округа, и по закону до 2025 года они должны вновь провести реорганизацию, чтобы стать муниципальными округами. Такой территориальной единицы – городской округ – по законодательству нет. Мы сразу идем в муниципальный. Из этого следует, что все льготы, все тарифы для сельского населения остаются в тех же параметрах, как действуют сейчас – это очень важно.

– То есть там, где есть городской округ, ставки изменились?

– Да. Именно поэтому сейчас важно успокоить жителей в этом плане – все льготы сельчан остаются.

У нас будет один бюджет. Чем это хорошо? Будут единые программы, например, если сейчас город решил делать программу дворовых территорий, то сельсоветы из этой программы вычеркнуты, потому что у них нет на это средств. Если мы будем принимать программы по благоустройству дворов, замене детских площадок, по ремонту школ и детских садов, все сельсоветы будут в этих программах участвовать. Будут единые программы для всего округа по культуре, спорту, работе с молодежью, модернизации ЖКХ.

Единый бюджет мы сможем и экономнее использовать – все будет на виду. Пока главный вопрос для всех – мы будем дотационный район или нет? Это важно. Дотационный район хорош тем, что ему выделяются дотации и субвенции. Но с другой стороны, при такой системе мы будем под жестким контролем министерства финансов.

– Какова общая схема преобразования?

– Сейчас будут проходить общественные слушания, сельские Советы и городская дума должны принять решение о согласовании этой инициативы. В правилах зафиксировано, что один сельсовет может высказаться против, и решение все равно будет принято в пользу округа. Эти согласования должны завершиться в октябре. Далее мы выносим документы на Законодательное собрание области, и, при благоприятном раскладе, в ноябре наш вопрос будет рассмотрен в Законодательном собрании области. Также должны быть отзывы по этой инициативе от Земского собрания Кстовского района, правительства Нижегородской области. Затем губернатор области издает приказ. После этого объявляются выборы, которые пройдут в единый день голосования, в сентябре 2022 года.

В любом случае развитие как города Кстово, так и сельских советов – это приоритетная задача. Мы все должны участвовать во всех программах – как региональных, так и федеральных – по ремонту и строительству школ, детских садов, благоустройству общественных пространств. И единый бюджет позволит нам это делать максимально эффективно. Единоначалие, принятие решения советом депутатов, я считаю, позволит равномерно распределять бюджеты, не ущемляя отдельные сельсоветы. Экономия средств, оптимизация и простота в принятии решений – это главные преимущества преобразования района в муниципальный округ.

Наталья Мещанинова
Фото Юлии Кужилевой