В последние месяцы в Нижегородской области произошло несколько конфликтных ситуаций в школах. Последний резонансный случай зафиксирован на прошлой неделе: подросток принес в школу нож и ранил одноклассников. В причинах ситуации будут разбираться все – от руководства школы до Следственного комитета. Но всё чаще при возникновении подобных инцидентов звучит слово «буллинг» – систематическое агрессивное поведение в сторону одного из учеников. Как не допустить беды, помочь ребенку в ситуации напряженных взаимоотношений в коллективе – об этом мы поговорили с детским, подростковым и семейным психологом Ольгой Молоковой.
– Ольга, давайте начнем с самого термина «буллинг». Что вкладывается в это понятие? Как понять, что это не глупая, неразумная шутка, а именно травля?
– Буллинг – это какое-то агрессивное поведение, систематическое унижение, моральное или физическое насилие. И ключевое здесь – систематическое! Буллинг очень просто отличить от шутки. Во‑первых, насколько часто в адрес одного человека шутят. Если регулярно, то это уже признак буллинга. Во‑вторых, реакция того, над кем шутят: если ему несмешно и обидно, а шутки продолжаются – это признаки буллинга. В‑третьих, это важно – отсутствие взаимности. В здоровой дружбе шутки взаимные и смешные, а вот если только в одну сторону шутки – это признаки буллинга. Ну и последнее – эмоциональные последствия. Если шутки вызывают стресс, тревогу, страх, то это уже не шутки…
– Как родителям распознать, что ребенка в школе травят, и как помочь справиться?
– Ребенок в таких ситуациях боится ходить в школу, избегает участвовать в любых внешкольных мероприятиях, может приходить в испорченной одежде или постоянно «терять» свои вещи. У него может ухудшиться успеваемость, появляются прогулы, частые болезни. В семье можно поговорить, поддержать. Но часто ребенок не рассказывает о конфликтах, боится навредить себе еще больше. Можно поговорить с классным руководителем, узнать обстановку в школе, обратиться за профессиональной психологической помощью.
– Сегодня учителя любят говорить, что не вмешиваются в конфликты детей, а наблюдают, что дети должны сами научиться справляться с конфликтами и выходить из них. Насколько оправдана такая позиция?
– Совершенно неоправданна! Пока дети находятся в школе, за их безопасность отвечают учителя и администрация школы. Поэтому выявлять и пресекать травлю – прямая обязанность учителей. Я бы еще добавила, что часто травля происходит с молчаливого согласия учителя, более того, с их сознательной или не очень сознательной подачи. У меня в практике был случай, когда учитель, пытаясь справится с непослушным пятиклассником, однажды на контрольной запретила его одноклассникам дать ему запасную ручку. Что это, если не призыв к буллингу?
– Как действовать семье, если есть подозрение, что ребенка сознательно обижают?
– Идти и разбираться всем вместе с администрацией, учителем, родителями обидчиков. Если не сработало, то бросать всё и переходить в другую школу. Обращаться за профессиональной психологической помощью. Буллинг не закончится без вмешательства взрослых! А если и закончится, то печально и трагично… Я думаю, для профилактики нужно проводить специальные тренинговые занятия в школах с приглашенным квалифицированным по этой теме специалистом, но можно и собственными силами – поощрять включенность родителей в школьные дела, организовывать совместный внешкольный досуг: поездки в театры, экскурсии и походы – именно это способствует налаживанию благотворной атмосферы в коллективе.
Наталья МЕЩАНИНОВА
личный архив Ольги МОЛОКОВОЙ