Вести поселений

Путешествие к истокам

В Соседском центре «Кстовчане» есть добрая традиция – каждый месяц совершать выезды в святые, намоленные места. И сегодня хочется рассказать об одном из таких путешествий, совершенных в середине мая. И это была далеко не рядовая поездка. Начиная с того, что заняла она вместо одного дня несколько суток, была очень насыщена по программе и перемещениям, но более всего – несла особый смысл для прихожан одного из храмов Кстовского благочиния. Но об этом чуть позже.

Свято-Троицкая Сергиева лавра

Как обычно, паломничество началось с молебна, который совершил иерей Кирилл Фокин. Помолившись и испросив благословения на дальнюю дорогу, группа из 35 человек направилась в город Сергиев Посад. Именно здесь, буквально у стен древнего монастыря, нам предстояло прожить целых три дня.

У каждого монастыря своя атмосфера, свое лицо. В лавре, основанной преподобным Сергием Радонежским, оно величественное, торжественное и при этом необычайно располагающее к себе и даже простое. Как и сам главный храм обители – Троицкий собор, в котором покоятся мощи великого русского святого.

В ХIV веке на месте этого собора стояла первая церковь будущей обители – деревянная, выстроенная руками преподобного Сергия и братии. Именно сюда в 1380 году приехал московский князь Дмитрий Донской со своей дружиной просить совета и благословения на битву с темником Золотой орды Мамаем.

Александр Пересвет и Андрей Ослябя

К тому времени русская земля уже полтора столетия была под игом. Она изнывала от татаро-монгольских набегов и княжеских распрей одновременно. Пожалуй, единственное, что объединяло народ – это общая православная вера. И тогда происходит, казалось, невозможное. Враждующие князья объединяются перед лицом врага. Против войска Мамая, которое по сведениям летописцев, насчитывало около 90 тысяч воинов, русские князья выступили численностью в районе 70 тысяч человек.

Двое из этих тысяч – схимонахи Пересвет и Ослябя, ученики Сергия, которых он отправил вместе с дружиной Дмитрия Донского как знак Божьего благословения на подвиг ради Отечества. И это было не простое сражение, а война с воплощением тьмы. Война добра со злом. И даже дата битвы на Куликовом поле была выбрана не случайно – 21 сентября, день Рождества Пресвятой Богородицы.

Битва началась с традиционного конного поединка двух воинов. Ими стали Александр Пересвет и ордынский богатырь Челубей. Вопреки всякой логике монах не надел на себя защиты, оставшись в схиме. Отчего копье противника на большой скорости легко прошло сквозь его тело. Но Пересвет усидел на коне и смог нанести ответный удар, выбив из седла закованного в латы ордынца. Челубей был убит и вывалился из седла. Пересвет же, хоть и получил смертельную рану, смог доехать до строя русского войска. Так первая победа предрешила исход всей битвы.

Потери с обеих сторон были столь велики, что погибших хоронили в течение восьми дней. Как описывают летописи, тела наиболее именитых героев Куликовского сражения перевезли в Москву. И многие из них, в том числе иноки Александр Пересвет и Андрей Ослябя, были преданы земле близ храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове

Именно в этот храм наша делегация и направилась во второй день паломничества. Здесь нас встретил иерей Алексей Буров, которой с большой любовью рассказал историю храма, показал его святыни. А таких в этой небольшой церкви, затерянной среди зданий бывших цехов завода «Динамо», оказалось немало. Это, конечно же, гробница иноков Пересвета и Осляби и даже (не поверите!) частица ризы Пресвятой Богородицы, которая в особом ковчежце размещена на одной из икон. Это и чудом сохранившаяся стенная живопись храма, которая в период богоборчества пряталась под толстым слоем олифы и белой краски. Особо всем запомнилась та атмосфера заботы, умиротворения и красоты, царящая не только внутри, но и снаружи Рождественского храма.

Отчего же нам был интересен именно храм в Старом Симонове, а не любой иной? И здесь пришла пора раскрыть тот особый смысл, который отражен в названии статьи.

В минувшем 2022 году свое 230‑летие отмечал древнейший храм нашего благочиния – храм Казанской иконы Божией Матери села Великий Враг. Однако история этого намоленного места куда более древняя и восходит к концу ХIV века, когда на месте будущего села была образована Великовражская пустынь (отдаленное монашеское поселение). И принадлежала она московскому Симонову монастырю, основанному любимым племянником Сергия Радонежского преподобным Фёдором. И начиналась эта святая обитель как раз с (тогда еще деревянной) церкви Рождества Пресвятой Богородицы, выстроенной в 1370 году. Ровно через 10 лет после освящения преподобным Сергием этого храма свершилась Куликовская битва – событие, определившее поворот в развитии Русского государства.

В качестве благодарности Господу за дарованную победу Дмитрий Донской пожаловал Симонову монастырю многочисленные земельные угодья, в том числе и в пределах нынешнего Кстовского района. Здесь монахи занимались рыбной ловлей, возделывали земли и, конечно же, безустанно молились.

Повод вернуться

«Благодарим Господа, за то, что Он дал нам такую чудную поездку. Это было путешествием к истокам нашего храма. Мы посетили место, откуда пришел на Кстовскую землю свет преподобного Сергия Радонежского, – делится радостью Галина Короткова, прихожанка великовражской церкви. – Поездка была невероятно насыщенной. Нам удалось также побывать на Соборной площади внутри стен Кремля, совершить интереснейшую экскурсию, осмотреть Успенский и Архангельский соборы. Не могли пройти мимо и храма Христа Спасителя. Наполнились духовно. Узнали многое из истории нашей страны, культуры. Настолько она богата и ценна. Особенно сегодня – для понимания важности происходящего в наши неспокойные дни».

По возращении домой стало известно, что нашим президентом В. В. Путиным принято решение о передаче Русской Православной Церкви иконы Живоначальной Троицы, написанной преп. Андреем Рублевым. И от того, что мы только вернулись из обители, для которой писался этот чудотворный образ, данное знаковое событие ощущалось особенно остро. Через год святыня должна занять законное место в Троицком соборе лавры. А это значит, что есть повод вернуться!

 

Надежда Носкова
Фото автора