Власть Тема номера

Модельный — значит реальный

Бюджет Кстовского района на 2019 год впервые сформирован по модельному принципу

Конец календарного года традиционно ознаменован для  администрации Кстовского района важным процессом — версткой бюджета. Отметим, что финансовый документ, который депутатам Земского собрания предстоит принять в конце декабря, принципиально отличается от тех, что предоставлялись на их рассмотрение ранее. Бюджет района впервые будет трехлетним — на 2019 год и на плановый период 2020–2021 годов, и сформирован он по модельному принципу. Задачу внедрить принципы модельного бюджетирования в межбюджетные отношения областного центра со всеми 380 муниципальными образованиями региона поставил перед министерством финансов Нижегородской области губернатор Глеб Никитин. Модельный бюджет, сообщают в областном минфине, в большей степени учитывает специфику каждого муниципалитета и его реальные потребности при распределении финансовой поддержки региона. Подробнее о том, чем модельное бюджетирование отличается от применявшейся ранее методики и как изменится бюджет Кстовского района, читателям «Маяка» рассказывает директор департамента финансов администрации Кстовского района Дмитрий Сергеевич Стулов.

— Дмитрий Сергеевич, Вы наряду со специалистами областного минфина и коллегами из других районов и городских округов вошли в состав рабочей группы по внедрению в Нижегородской области модельных бюджетов. Поясните, каким был прежний подход к межбюджетным отношениям с областью и в чем причина введения нового?

— Ранее при расчете межбюджетных трансфертов регион руководствовался методикой, утвержденной 177-м областным законом «О межбюджетных отношениях Нижегородской области». Согласно этой методике распределение средств областной дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности осуществлялось на основе индекса бюджетной обеспеченности муниципального образования, который определялся путем деления индекса доходов на индекс расходов. Подчеркну: речь шла о доходах и расходах консолидированного бюджета, то есть, если говорить о нашем муниципалитете, о сумме доходов и сумме расходов Кстовского района, города Кстово и 13 сельских поселений. Учитывая, что на нашей территории работает несколько промышленных предприятий, являющихся крупными налогоплательщиками, на фоне многих других муниципальных образований области индекс бюджетной обеспеченности Кстовского района всегда был достаточно высок, уступая только индексу бюджетной обеспеченности Нижнего Новгорода и, может быть, Сарова. Следовательно, дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности нам не полагалась. Однако прежняя методика не давала представления о реальном объеме средств, необходимых Кстовскому району на исполнение всех обязательств — именно потому, что в расчет брались консолидированные доходы и расходы. Доля доходов собственно Кстовского района в консолидированном бюджете составляет меньше половины: 530 миллионов из 1 миллиарда 200 миллионов рублей. При этом не забывайте, что именно на районном бюджете лежит бремя содержания школ, детских садов, библиотек и домов культуры, работающих как в городе Кстово, так и в сельских поселениях района, выплата зарплаты их сотрудникам. Расходы на социальную сферу всегда были больше, чем собственные доходы бюджета Кстовского района. К чему это приводило на протяжении ряда лет? Мы просили минфин о бюджетном кредите (поскольку выделить дотацию нам, району с высоким индексом бюджетной обеспеченности, согласно 177-му закону было нельзя) или принимали дефицитный бюджет. Как в первом, так и во втором случае рос муниципальный долг района, при этом в случае неисполнения доходной части бюджета росла еще и кредиторская задолженность. При этом в рамках консолидированного бюджета индекс доходов продолжал оставаться на достаточно высоком уровне, не отражая истинного положения дел.

Внедрение модельных бюджетов направлено на совершенствование системы межбюджетных отношений, более обоснованный подход к распределению средств областной дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности между муниципальными образованиями региона.

— Как шло формирование модельных бюджетов?

— Модельный бюджет — это новая, более объективная и учитывающая все особенности каждого муниципального образования методика расчета расходов. При разработке новой методики все 380 муниципальных образований области разделили на группы в зависимости от численности населения. Итого получилось 16 групп: по четыре среди городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений. Кстовский район с численностью населения свыше 60 тысяч человек оказался в одной группе с Богородским, Балахнинским, Городецким и Павловским районами. Чтобы  определить размер так называемых модельных расходов для каждой из 16 групп, за основу были взяты фактические расходы каждого муниципального образования из группы в отраслевом разрезе за последний отчетный период, то есть за 2017 год. Поясню: если речь шла о разделе «Образование», то учитывались расходы по каждому подразделу — на дошкольное, общее и дополнительное образование —  и на исполнение каждого полномочия внутри этих подразделов: оплату труда, коммунальные услуги, иные расходы. Суммировав таким образом расходы входящих в нашу группу районов по всем разделам и подразделам, минфин разделил их на пять — количество районов — и вывел среднее значение, причем не только на район, но и на каждого жителя. Иными словами, были определены минимальные и максимальные расходы муниципалитетов на исполнение каждого полномочия, что и стало ориентиром при планировании и исполнении бюджетов муниципалитетов, в частности бюджета Кстовского района. Новая методика подсчета расходов устранила существовавшую   ранее нестыковку: когда при высоком индексе бюджетной обеспеченности район находится в тяжелом финансовом состоянии.

— Именно Кстовский район находится в тяжелом финансовом положении при высоком индексе бюджетной обеспеченности.  Насколько изменится  ситуация   с внедрением принципов модельного бюджетирования?

— По новой методике модельные расходы нашего района составили 810 миллионов рублей. При доходах в 530 миллионов очевидно, что для исполнения своих полномочий в полном объеме нам не хватает 280 миллионов. И если при расчете через индекс бюджетной обеспеченности Кстовский район всегда был бездотационным, то сейчас нам определена дотация в размере 280 миллионов рублей — на разницу между нашими доходами и расходами. Благодаря этому в проекте бюджета на 2019 год мы в полном объеме предусмотрели средства на достижение целевых показателей по зарплате работников учреждений дополнительного образования и культуры в соответствии с майскими указами президента, на оплату коммунальных услуг бюджетных учреждений и на частичное погашение кредиторской задолженности.

Считаем переход к модельному бюджетированию большим достижением: разделив муниципалитеты на группы с сопоставимыми числом жителей и структурой расходов, область детально и реалистично рассчитала потребности каждой территории.

— Дмитрий Сергеевич, как Вы в целом оцениваете проект бюджета Кстовского района на 2019 год и плановый период 2020–2021 годов?

—  Еще раз повторю: большой плюс этого бюджета в том, что в нем предусмотрены расходы на оплату труда педагогов и работников учреждений культуры в соответствии с майскими указами. При планировании бюджетов на предыдущие периоды, включая 2018 год, из-за ограниченности собственных доходов и отсутствия дотации предусмотреть средства на выполнение социальных обязательств перед бюджетниками и оплату коммунальных услуг в полном объеме мы не могли, не говоря уже о погашении «кредиторки». Бюджет на 2019 и 2020 годы планируется бездефицитным (доходы и расходы в 2019 году составят 2 миллиарда 143 миллиона рублей),   на 2021 год запланирован профицит в размере 11 миллионов рублей. Ресурсы, необходимые для эффективной работы муниципалитета по исполнению всех своих полномочий, в бюджете предусмотрены.


Вероника ЦЫМБАЛОВА

Фото из архива «Маяка»

One Reply to “Модельный — значит реальный

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *