Тема номера

К Победе — общими силами

О вкладе жителей Кстовского района в Великую Победу

22 июня… День, с которого 78 лет назад советскому народу пришлось шагать фронтовыми дорогами к выстраданной Победе и ковать ее в тылу, не считаясь со смертью. О том, как изменилась жизнь кстовчан с первых дней войны, и о трудовом подвиге наших земляков в эти годы «Маяк» рассказывает сегодня.

С первых дней войны жизнь в кстовских колхозах пошла по суровому расписанию. Место ушедших на фронт мужчин заняли женщины и подростки, которым предстояло работать от рассвета до заката. О том, насколько самоотверженно они трудились, говорят сухие цифры архивных сводок. Так, согласно данным Центрального архива Нижегородской области, в 1941 году один только колхоз имени Ленина (село Слободское) сдал государству 1713 центнеров хлеба, а в 1944-м — 2500 центнеров.

Дети войны работали на прополке, уборке овощей и сенокосе, собирали лекарственные растения, пасли колхозный скот. Известно, например, о жителе Слободского сельсовета Никандре Куртикове, который в 1942 году в 14-летнем возрасте бросил учебу и ушел работать в колхоз, чтобы прокормить больную мать и младших сестер и брата. Через год в его трудовой книжке было записано: «Отработано 365 дней в году». И это лишь один пример из сотен.

Кстовчане трудились не только в колхозе, но и на лесо- и торфозаготовках. Отправляли их и на рытье окопов у Чернышихи, Чапного и Татинца. Среди тех, кто принимал участие в возведении оборонительного рубежа, была и ученица девятого класса Кадницкой школы Мария Востокова, вспоминавшая, как суровой зимой 1942 года они с одноклассниками долбили промерзшую землю ломами. Согласно решению исполкома райсовета Большое Мокрое должно было поставить для выполнения работ по возведению оборонительного рубежа 12 лошадей, Семеть — шесть лошадей, Новая Деревня — четыре лошади.

Однажды помощь кстовчан потребовалась Горьковскому автозаводу. По данным Центрального архива Нижегородской области, 9 мая 1942 года директор сети столовых ГАЗа товарищ Воронков сообщил исполнительному комитету Совета депутатов трудящихся Кстовского района о том, что во время бомбежки автозавода было сожжено овощехранилище и уничтожены запасы картофеля, предназначенного для питания рабочих ГАЗа. В связи с этим товарищ Воронков просил предоставить людей для очистки дороги до Семетского колхоза, который поставлял картофель для автозавода.

Нельзя не напомнить и о личном вкладе в Победу председателя Мокринского колхоза имени XVII съезда партии Прокофия Михайловича Боярскова, который поддержал почин саратовского пчеловода Ферапонта Петровича Головатого, внесшего личные средства на строительство самолетов-истребителей. В феврале 1943 года в газете «Правда» было опубликовано патриотическое письмо товарища Боярскова: «Сейчас, когда Красная армия одерживает новые победы на фронте, мы, люди тыла, живем одним стремлением: общими силами раздавить фашистских гадов. Для ускорения победы над врагом я вношу из своих личных сбережений 110 тысяч рублей на строительство эскадрильи боевых самолетов «Валерий Чкалов». Пусть наши соколы уверенно сбрасывают бомбы на головы фашистских людоедов с самолетов, построенных на сбережения колхозников». Для выполнения задуманного Прокофий Михайлович продал корову, хлеб и картофель. Самолет, построенный на эти средства, был передан летчику по фамилии Громов, который лично поблагодарил товарища Боярскова за помощь авиации и пообещал, что будет беспощадно бить фашистских захватчиков. За патриотический поступок председатель Мокринского колхоза получил благодарственную телеграмму от Верховного главнокомандующего Иосифа Виссарионовича Сталина.


Подготовила Мария КОЛЕСНИКОВА

по материалам В. М. КОРОБЕЙНИКОВОЙ и Т. М. МОРЕВОЙ

Фото из архива «Маяка»

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *