В свете «Маяка» Кстовчане

К каждому ребенку — свой ключик

Что вдохновляет и окрыляет учителя Ирину Александровну Демидову

Плохих учеников не бывает. В этом убеждена учительница начальных классов школы поселка Селекционной станции Ирина Александровна Демидова — победитель муниципального этапа конкурса «Учитель года – 2019». О своем профессиональном кредо, источниках вдохновения и о том, можно ли разглядеть педагога в человеке юного возраста, в преддверии отмечаемого 5 октября Всемирного дня учителя Ирина Александровна рассказала нашему корреспонденту.

Нескучная математика

Лучший способ познакомиться с учителем — это увидеть его в работе: побывать на занятиях, где он раскрывает детям мир знаний. Для этого мы приехали в школу поселка Селекционной станции посмотреть, как Ирина Александровна занимается со своими четвероклассниками. Мальчишки и девчонки с азартом умножали трехзначные числа, многие тянули руки, желая выйти к доске. А мощным источником энергии для учеников была их наставница. Ирина Александровна не просто давала ребятам задания, она успевала охватывать своим вниманием все, что происходит в классе: следила за тем, чтобы ученики поняли задание, подводя к верному решению; смотрела, как ребята справляются с примерами, находя для каждого теплое слово.

Глядя на такое рвение четвероклашек к учебе, мне, тихо сидящему за задней партой, то и дело хотелось поднять руку.

Открывая потенциалы

После занятия мы побеседовали с Ириной Александровной. Увидев, с какой огромной самоотдачей она посвящает ребят в премудрости математики,  почувствовав, что передо мной учитель по призванию, я понял, с чего стоит начать наш диалог…

— Ирина Александровна, когда Вы впервые почувствовали интерес к преподаванию, когда, так сказать, вспыхнула искра?

—  Произошло это, когда я еще сама училась в начальной школе. У нас была замечательная учительница Ольга Владимировна Осипенко. Она настолько интересно и душевно преподавала, что мне это глубоко запало в сердце. Вот тогда-то я и поняла, что тоже хочу работать с детьми, учить их, нацеливать на правильный выбор.

— Уже тогда Вы решили преподавать в начальных классах?

— А вот к этому я пришла не сразу. После школы получила в строительном университете образование психолога и именно в этом качестве пошла работать в 173-ю школу Нижнего Новгорода. Здесь я поняла, что хочу больше общаться с детьми и, главное, могу больше им дать как педагог. Тогда я прошла переподготовку в Нижегородском институте развития образования и стала работать в школе поселка Селекционной станции сначала  учителем информатики, а затем — учителем начальных классов.

— Тяжело ли Вам было освоиться в учительской профессии?

— Признаюсь, поначалу было непросто. И, пожалуй, самым сложным было наладить контакт с учениками. Ведь каждый ребенок имеет свой характер, свой темперамент, к каждому нужно найти свой подход, а это не всегда дается сразу. Очень благодарна директору школы Ольге Леонидовне Паузиной, а также заместителям директора Елене Александровне Белаш и Вере Александровне  Полшковой и другим моим старшим коллегам за то, что они меня не оставили наедине с возникавшими вопросами и всегда во всем помогали. Уча детей, я училась сама. Пожалуй, главная истина, которую я усвоила за семь лет работы учителем, — «плохих учеников не бывает». Можно сказать, это стало моим профессиональным принципом. Твердо убеждена в том, что в каждом ребенке заложен огромный потенциал и к любому ученику можно подобрать свой ключик. Сложно передать всю глубину переполняющего меня счастья, когда мне удается раскрыть талант в ребенке.

— Самый памятный эпизод, когда Вам удалось подобрать тот заветный ключик к ученику?

— Случилось это, когда я преподавала информатику в девятых классах. Среди моих учеников был парень, у которого были проблемы по успеваемости и поведению. Я увидела, что юноше очень интересны компьютеры, стала давать ему дополнительные материалы и задания. Парень по-настоящему увлекся предметом. Сейчас он учится в педагогическом университете, будет учителем информатики. Практику проходил в нашей школе, очень надеюсь, что скоро придет сюда работать. То, что мне удалось помочь юноше найти свою стезю в сложный переходный возраст, по-настоящему окрылило меня. Я поняла, какую важную роль может сыграть учитель в жизни человека.

Скажу, что и мои нынешние ученики, которых я выпускаю в следующем году, тоже очень талантливые, и на них я возлагаю большие надежды.

— Видно, что Вы очень любите учительское ремесло и на занятии целиком отдаете себя ученикам. Откуда  берете  вдохновение?

— В первую очередь меня вдохновляют дети. Вдохновляет их интерес к обучению. Вдохновляет, как дети на моих уроках раскрываются, как в их сердцах находят отклики мои творческие задумки. Тогда я понимаю, что делаю свое дело не зря.

И, конечно же, для меня очень важны понимание и поддержка родителей учеников и, повторюсь, коллег. Так, в муниципальном этапе конкурса «Учитель года – 2019» мне   помогли победить участие и тепло моих ребят, их пап и мам, коллег, которые не только настраивали меня на боевой лад, но и дали много ценных советов по разным вопросам. Когда я чувствую, что не одна, то всегда готова работать и творить.

…В нашем обществе до сих пор не утихают споры о престиже педагогической профессии. После беседы с Ириной Александровной я в очередной раз задумался на эту тему и понял: быть таким учителем, как она, — однозначно достойно.


Алексей СКОТНИКОВ
Фото Александра АРХИРЕЕВА