Тема номера

Корреспондент «Маяка» узнала, как проходит рабочий день учителя начальных классов

День учителя… Цветы, открытки, поздравления, творческие номера, подготовленные учениками… Но праздник этот лишь ненадолго прерывает равномерное течение школьной жизни, а за ним следует череда будней. Как проходит типичный, не праздничный день учителя? Чтобы узнать ответ на этот вопрос, я отправилась в школу № 8 города Кстово и провела один день в обществе учителя начальных классов Юлии Николаевны Фадеевой, занявшей третье место в региональном этапе Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2018».

Помню, что ученицей я испытывала смешанное чувство, встречая своих учителей вне школьных стен. Привыкла: как бы рано я ни пришла в школу, учителя уже там. Вот и Юлия Николаевна Фадеева торопится на работу к 7:30, а то и раньше, чтобы успеть окинуть хозяйским взглядом кабинет, который ее шустрые второклассники делят с ребятами, занимающимися во вторую смену: не нужно ли вымыть доску и есть ли мел? Перед приходом учеников Юлия Николаевна также распечатывает дидактический материал и готовит карточки с заданиями: кому-то из ребят предстоит самостоятельная работа.

8:00. На лестнице слышится топот припозднившихся школьников постарше, а прилежных второклашек Юлии Николаевны звонок застает уже сидящими за партами. Первый урок — математика — начинается с того, что классный руководитель раздает тетради после проверки домашнего задания. Судя по реакции ребят, оценки все получили хорошие. На перемене Юлия Николаевна расскажет, что домашние задания и оценки, появившиеся в жизни ее учеников с переходом во второй класс, не испугали их, а лишь добавили интереса к учебе.

2 «А» продолжает изучать тему «Умножение», начатую за несколько дней до этого. Школьники охотно тянут руки и отвечают с места и у доски, а Юлия Николаевна успевает и похвалить отличившегося, и поправить того, кто допустил ошибку, и сделать замечание, если кто-то отвлекся на разговоры с соседом по парте. В ее выразительном голосе слышится то мягкость, свойственная матери, которая осознает, как важно поддержать ребенка ободряющим словом, то фирменная учительская требовательность, столь необходимая в работе любого педагога.

Пока дети старательно решают задачу на умножение, Юлия Николаевна, обходя класс, не только следит за верностью вычислений и оформления записей в тетрадках, но и напоминает ребятам о правильной осанке: «Спинки ровные, ножки по дорожке». Справившись с заданием, многие второклашки отвлекаются и начинают вертеться. Для Юлии Николаевны это сигнал к тому, что ученикам пора прерваться на физкультминутку. Ее проводят на каждом уроке — то классный руководитель, то дежурные.

Насколько второклассникам нравится получать оценки, становится понятно на перемене. Со звонком все, кто отличился на уроке, образуют нетерпеливую очередь около учительского стола и протягивают Юлии Николаевне свои дневники. Но и после проставления отметок ребята не отходят от своей «классной мамы»: кто-то с гордостью рассказывает о своих успехах в английском или физкультуре, ведь эти предметы ведет не Юлия Николаевна, а кто-то просит совета по выполнению домашнего задания.

Следующий в расписании 2 «А» — урок русского языка. Сегодня ребята повторяют правописание безударных гласных в корне и парных согласных на конце слова. В качестве проверочного к слову «лесник» школьники предлагают слово «лесники», и Юлия Николаевна терпеливо помогает ученикам исправить ошибку: «Где работает лесник? Что он защищает?» – «Ле-е-ес!» — дружно тянут довольные второклассники.

Какие буквы обозначают на письме твердость и мягкость согласных звуков? Какие буквы являются парными по звонкости и глухости? За поиском ответов на вопросы учителя урок пролетает незаметно. Настает время для посещения столовой. Туда второклашек, выстроившихся, как и положено, парами, отводит классный руководитель. Перерыв, так необходимый младшим школьникам, чтобы подкрепиться и восстановить силы перед следующими уроками, Юлия Николаевна проводит рядом со своими учениками. Нужно убедиться, что перед едой все вымыли руки, а после — аккуратно отнесли пустую посуду на специально отведенный для нее стол.

 

И снова — в класс, где ребята переодеваются перед физкультурой. А у Юлии Николаевны появляется свободное время, когда, как она шутит, можно «отдохнуть, сменив вид деятельности». На столе учителя уже дожидается стопка из 25 тетрадей. «Как при таком насыщенном графике успеваете готовиться к участию в конкурсах профмастерства?» — недоумеваю я. «По сути, подготовкой к региональному этапу «Учителя года» стали десять лет моей работы в школе, — признается Юлия Николаевна. — По-другому и быть не может. Где учителю найти идеи, которые можно представить на суд профессионалов? Где получить поддержку и вдохновение? В школе — в кругу единомышленников и среди любимых учеников».

Последние уроки в расписании 2 «А» — литературное чтение и окружающий мир, и проведет их вновь Юлия Николаевна. Затем она будет готовиться к завтрашним урокам и отлучится из школы лишь ненадолго: вечером ей предстоит провести родительское собрание.

Так прошел один из множества  рабочих дней учителя начальных классов.


Вероника ЦЫМБАЛОВА

Фото Александра АРХИРЕЕВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *