День учителя… Цветы, открытки, поздравления, творческие номера, подготовленные учениками… Но праздник этот лишь ненадолго прерывает равномерное течение школьной жизни, а за ним следует череда будней. Как проходит типичный, не праздничный день учителя? Чтобы узнать ответ на этот вопрос, я отправилась в школу № 8 города Кстово и провела один день в обществе учителя начальных классов Юлии Николаевны Фадеевой, занявшей третье место в региональном этапе Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2018».
Помню, что ученицей я испытывала смешанное чувство, встречая своих учителей вне школьных стен. Привыкла: как бы рано я ни пришла в школу, учителя уже там. Вот и Юлия Николаевна Фадеева торопится на работу к 7:30, а то и раньше, чтобы успеть окинуть хозяйским взглядом кабинет, который ее шустрые второклассники делят с ребятами, занимающимися во вторую смену: не нужно ли вымыть доску и есть ли мел? Перед приходом учеников Юлия Николаевна также распечатывает дидактический материал и готовит карточки с заданиями: кому-то из ребят предстоит самостоятельная работа.
8:00. На лестнице слышится топот припозднившихся школьников постарше, а прилежных второклашек Юлии Николаевны звонок застает уже сидящими за партами. Первый урок — математика — начинается с того, что классный руководитель раздает тетради после проверки домашнего задания. Судя по реакции ребят, оценки все получили хорошие. На перемене Юлия Николаевна расскажет, что домашние задания и оценки, появившиеся в жизни ее учеников с переходом во второй класс, не испугали их, а лишь добавили интереса к учебе.
2 «А» продолжает изучать тему «Умножение», начатую за несколько дней до этого. Школьники охотно тянут руки и отвечают с места и у доски, а Юлия Николаевна успевает и похвалить отличившегося, и поправить того, кто допустил ошибку, и сделать замечание, если кто-то отвлекся на разговоры с соседом по парте. В ее выразительном голосе слышится то мягкость, свойственная матери, которая осознает, как важно поддержать ребенка ободряющим словом, то фирменная учительская требовательность, столь необходимая в работе любого педагога.
Пока дети старательно решают задачу на умножение, Юлия Николаевна, обходя класс, не только следит за верностью вычислений и оформления записей в тетрадках, но и напоминает ребятам о правильной осанке: «Спинки ровные, ножки по дорожке». Справившись с заданием, многие второклашки отвлекаются и начинают вертеться. Для Юлии Николаевны это сигнал к тому, что ученикам пора прерваться на физкультминутку. Ее проводят на каждом уроке — то классный руководитель, то дежурные.
Насколько второклассникам нравится получать оценки, становится понятно на перемене. Со звонком все, кто отличился на уроке, образуют нетерпеливую очередь около учительского стола и протягивают Юлии Николаевне свои дневники. Но и после проставления отметок ребята не отходят от своей «классной мамы»: кто-то с гордостью рассказывает о своих успехах в английском или физкультуре, ведь эти предметы ведет не Юлия Николаевна, а кто-то просит совета по выполнению домашнего задания.
Следующий в расписании 2 «А» — урок русского языка. Сегодня ребята повторяют правописание безударных гласных в корне и парных согласных на конце слова. В качестве проверочного к слову «лесник» школьники предлагают слово «лесники», и Юлия Николаевна терпеливо помогает ученикам исправить ошибку: «Где работает лесник? Что он защищает?» – «Ле-е-ес!» — дружно тянут довольные второклассники.
Какие буквы обозначают на письме твердость и мягкость согласных звуков? Какие буквы являются парными по звонкости и глухости? За поиском ответов на вопросы учителя урок пролетает незаметно. Настает время для посещения столовой. Туда второклашек, выстроившихся, как и положено, парами, отводит классный руководитель. Перерыв, так необходимый младшим школьникам, чтобы подкрепиться и восстановить силы перед следующими уроками, Юлия Николаевна проводит рядом со своими учениками. Нужно убедиться, что перед едой все вымыли руки, а после — аккуратно отнесли пустую посуду на специально отведенный для нее стол.
И снова — в класс, где ребята переодеваются перед физкультурой. А у Юлии Николаевны появляется свободное время, когда, как она шутит, можно «отдохнуть, сменив вид деятельности». На столе учителя уже дожидается стопка из 25 тетрадей. «Как при таком насыщенном графике успеваете готовиться к участию в конкурсах профмастерства?» — недоумеваю я. «По сути, подготовкой к региональному этапу «Учителя года» стали десять лет моей работы в школе, — признается Юлия Николаевна. — По-другому и быть не может. Где учителю найти идеи, которые можно представить на суд профессионалов? Где получить поддержку и вдохновение? В школе — в кругу единомышленников и среди любимых учеников».
Последние уроки в расписании 2 «А» — литературное чтение и окружающий мир, и проведет их вновь Юлия Николаевна. Затем она будет готовиться к завтрашним урокам и отлучится из школы лишь ненадолго: вечером ей предстоит провести родительское собрание.
Так прошел один из множества рабочих дней учителя начальных классов.
Вероника ЦЫМБАЛОВА
Фото Александра АРХИРЕЕВА