Культура

Разговор за кулисами

Созрело ли Кстово для театра?

2019-й объявлен в России годом театра. Это имеет большое значение и для Кстова. Вот уже многие десятилетия в нашем городе действует профессиональный Театр кукол. Каждый день его коллектив усердно трудится над созданием ярких образов и красочных представлений. О том, чем живет и чего ждет от будущего единственный на Кстовской земле театр, наш корреспондент побеседовал с его директором Ириной Алексеевной Щипановой.

Небольшое и «заснувшее» здание театра кажется своего рода маскировкой. Едва войдя в его двери, понимаешь, что здесь кипит большая и насыщенная жизнь. Актеры с режиссером репетируют очередной спектакль, мастера в художественном и столярном цехах трудятся над куклами и декорациями. Всем этим с 2012 года руководит директор Ирина Алексеевна Щипанова. Возможно, в творческом микрокосмосе театра ее работа стоит несколько особняком. Ей по долгу службы подчас приходится не миры создавать, а заниматься куда более прозаичными организационными и хозяйственными вопросами. Однако именно от их решения во многом зависит то, найдут ли творческие идеи воплощение и зрителей.

— Ирина Алексеевна, что можно сказать о сегодняшнем дне Кстовского театра кукол? Есть ли какие-то положительные или отрицательные сдвиги в его жизни?

— Считаю, что в целом динамика последних лет у нас положительная. Не стану себя хвалить, но, судя по отзывам кстовчан, театр, конечно же, ожил. Во многом я бы это связала с обновлением и развитием репертуара. По моим подсчетам он обновился на 80 процентов. К наиболее ярким нашим постановкам я бы отнесла спектакли «Клочки по закоулочкам» в постановке Марии Александровны Сторожевой; «О Любви?.. Вот именно!» по рассказам Антона Павловича Чехова в постановке Марата Рамильевича Сабирова из Нижнего Новгорода; «Волшебник изумрудного города», поставленный известным режиссером из Санкт Петербурга Николаем Юрьевичем Боровковым. Сотрудничество с выдающимися российскими театральными деятелями стало возможным благодаря федеральному проекту «Театры малых городов» инициированному партией «Единая Россия». В последние годы театр окончательно перестал «вариться в собственном соку» и перешагнул свои границы (что я тоже считаю важным достижением). Наши артисты ездят с гастролями по многим городам страны, участвуют в международных фестивалях и других масштабных мероприятиях. Могу с уверенностью сказать, что мы заняли достойное место в российском театральном сообществе и наших представлений ждут теперь не только на Кстовской земле.

— Осваивая просторы России, не боитесь ли вы однажды упустить кстовских зрителей?

— Кстовчане были и есть наши главные зрители, и о них мы никогда не забываем. Так, для того, чтобы заинтересовать жителей Кстова творчеством Театра кукол, мы совместно с Кстовским историко-краеведческим музеем организовали в наших стенах выставку «Мир кулис», посвященную истории театра. Уверена, что здесь найдется много интересного как для детей, для которых мы традиционно ставим сказочные спектакли, так и для взрослых, вниманию которых есть более серьезные постановки.

— Кстати, о взрослых. Нередко приходится слышать о том, что Кстово — совсем не театральный город и наш зритель еще не созрел для серьезных кукольных спектаклей…

— Не могу с этим согласиться. Когда мы даем взрослый спектакль, наш зал стабильно заполняется на 85 процентов. Каждая такая постановка — событие для города. С другой стороны, взрослого зрителя действительно нужно вырастить. И здесь многое зависит от нас. И в первую очередь мы должны дать понять людям, что можем показывать по-настоящему качественные и профессиональные спектакли, удовлетворяющие даже самым изысканным запросам.

Чтобы показать, как театр справляется с этой задачей, Ирина Алексеевна приглашает нас на небольшую экскурсию.

«Мы гордимся тем, что всё делаем своими силами — не только спектакли, но и кукол, и декорации», — деловито-восторженным тоном говорит она, когда мы заходим в художественный цех.

Здесь обретают свой физический облик персонажи спектаклей, которых из папье-маше и других материалов старательно изготавливают, а точнее творят две девушки-художницы. В другом помещении расположен цех столярный, где мужскими руками создаются декорации. Плоды труда двух цехов мы видим на сцене. Здесь актеры под руководством режиссера театра Вячеслава Борисовича Житкова репетируют новый спектакль «Малыш и Карлсон». Для спектакля на сцене посредством бумаги, металла, дерева и ткани была воссоздана архитектура Стокгольма. За декорациями в строгом порядке висят куклы-герои спектакля. Некоторые из них имеют своих дублеров для отдельных эпизодов. За сценой расположена небольшая комната с современным звуковым оборудованием, являющимся отдельной гордостью театра. Прямо напротив нее — гримерка.

Все это немалое хозяйство расположено на очень узкой площади.

«Не тесно ли вам здесь?» — не удержавшись, спрашиваю я Ирину Алексеевну.

На ее лице вдруг появляется искренняя счастливая улыбка:

«Конечно, тесно. И именно тесноту я считаю главным препятствием на пути развития театра. Но недавно на нас неожиданно свалилось счастье: глава районной администрации Виталий Александрович Ковалёв пообещал нам найти земельный участок под строительство нового здания. Сейчас мы вовсю ищем подходящий проект под него…»


Алексей СКОТНИКОВ

Фото Александра АРХИРЕЕВА