Каков был семейный уклад в допетровской Руси и живы ли эти традиции сегодня
В преддверии отмечаемого сегодня, 15 мая, Международного дня семьи мы решили узнать о том, каков был семейный уклад в допетровской Руси, и живы ли эти традиции. Чтобы найти ответы на эти вопросы, корреспондент «Маяка» обратился к старообрядцам, ведь они сохранили до наших дней немало традиций Древней Руси. О том, какая роль в семейной иерархии отводилась мужу, жене и детям, нашим читателям рассказывают супруги Минаевы — прихожане православного старообрядческого храма во имя явления Казанской иконы Пресвятой Богородицы села Безводного.
Знакомьтесь, семья Минаевых. Ее глава Денис (в крещении Дионисий) Леонидович помогает по хозяйству старосте нижегородского православного старообрядческого храма Успения Пресвятой Богородицы. Супруга Людмила Константиновна — хранительница домашнего очага. У Минаевых пятеро детей: пятилетний Арсений, четырехлетний Филипп, трехлетний Елисей, годовалая Агафья и Зоя, которой всего три месяца.
Как и их предки, Денис Леонидович и Людмила Константиновна строят семейную жизнь по древним русским традициям.
«Устои, на которых веками держались русские семьи, подробно описаны в «Домострое» — литературном памятнике XVI века, представляющем собой тщательно разработанный свод правил общественного, религиозного и в особенности семейно-бытового поведения, которые складывались со времен Древней Руси. Из поколения в поколение мы, старообрядцы, в своей семейной жизни стремимся следовать написанному в этом своде правил», — говорит глава семейства.
Основная суть положений «Домостроя», касающихся семейной жизни, по словам Дениса Леонидовича, состоит в том, что каждому (мужу, жене, сыновьям и дочерям) отводится определенная роль в семейной иерархии.
Муж — наставник и кормилец
Верховенство в семье, согласно «Домострою», безоговорочно принадлежит мужу. Именно его слово должно быть решающим во всех вопросах, и в том числе в вопросе выбора женихов и невест для детей.
«Глава семьи — это мудрый наставник для всех домочадцев, особенно для сыновей, ведь кто, если не отец, даст мальчикам настоящее мужское воспитание», — говорит Денис Леонидович. Воспитание же дочерей, по его словам, согласно древним традициям — обязанность преимущественно женская.
«Вместе с тем мужчина должен быть кормильцем семьи. Обязанность по добыванию хлеба насущного — исключительно его, а никак не женская забота», — отмечает глава семейства.
Жена — государыня дома
Жена, хранительница домашнего очага, в «Домострое» величается государыней: «Жена сама бы знала и умела сделать, и слушку научить: то государыни домовная и домоводицы добрые».
По словам Людмилы Константиновны, мать со времен Древней Руси была ответственна за духовное воспитание детей, которых в семье было много: традиционный семейно-родовой уклад предполагал многодетность. «Моя обязанность — сохранение в детях целомудрия, их наставление правилам веры, а также обучение молитвам», — рассказывает Людмила Константиновна.
Как супруга, согласно «Домострою», женщина должна быть своему мужу верной советчицей. «Во все дни<…> мужу с женой советоваться об устроении домовном, на ком что положено, и кому которое дело приказано ведать, и тому наказать, как устроить, есть и пить про гостей или про себя», — говорится в своде правил. «Да, решающее слово в семье за мужем, — подтверждает Людмила Константиновна. — Но прежде чем его изречь, муж по многим вопросам должен посоветоваться с женой. Вот и мы с Денисом Леонидовичем принимаем решения совместно, как делали наши предки».
Семейные споры, по словам супругов Минаевых, в древние времена муж и жена разрешали между собой наедине, не выставляя их на всеобщее обозрение. Говорят, отсюда и пошло выражение «сор из избы выносить не принято».
Вера, послушание, трудолюбие
Как и их предки, супруги Минаевы с юных лет приучают детей к молитвам и соблюдению постов.
«Молиться нашим ребятам очень интересно, а предусмотренные постами ограничения в еде они переносят без капризов, понимая, что это важно. Когда наши дети чуть подрастут, мы научим их читать книги на церковно-славянском. Это, между прочим, умеет делать почти каждый старообрядец», — с гордостью рассказывает Денис Леонидович.
По его словам, старообрядческие семьи, как предписывает им вера, категорически не приемлют пьянства, табакокурения и сквернословия. Наши собеседники надеются, что их дети не поддадутся соблазнам, ведь у них есть для этого пример в лице родителей.
Другая основа воспитания по древним традициям, как рассказали нам супруги Минаевы, — трудолюбие. Мальчиков по «Домострою» следует с юных лет обучать какому-либо ремеслу, а девочек — рукоделию. Пустое, праздное времяпрепровождение у старообрядцев не приветствуется.
Не менее важная часть воспитания, по словам супругов, — приучение детей к послушанию. Авторитет старших членов семьи, согласно «Домострою», должен быть непререкаем. Дочерям и сыновьям предписывается почитать и во всем слушаться своих родителей. «Воздающие же честь отцу-матери, повинующиеся им во всем по-божески, во всем станут утешением для родителей… Вы же, дети, делом и словом угождайте родителям своим во всяком добром замысле, и вас благословят они: отчее благословение дом укрепит, а материнская молитва от напастей избавит», — учит свод правил.
Как унаследованные от предков древние русские традиции сочетаются с современностью? На этот вопрос Денис Леонидович отвечает так: «Сочетаются, и вполне органично. Наверное, нас следует отнести к типичным городским старообрядцам, которые держатся за образ жизни предков не в такой степени, как те старообрядцы, что живут более изолированно. Мы и на старорусский манер одеваемся в основном лишь по праздникам и когда идем в церковь, и активно пользуемся компьютером, Интернетом, мобильной связью, другими благами современной цивилизации. Разве что только телевизора у нас нет, поскольку мы с супругой считаем, что это лишнее…»
Пообщавшись с супругами Минаевыми, я пришел к выводу, что многие из старорусских семейных традиций не утратили своей актуальности и сегодня.
Подготовил Алексей СКОТНИКОВ
Фото предоставлено семьей Минаевых
Мне кажется, возрождение России начнётся именно с таких семей. Помоги Вам, Господи.