«Учитель! Он всегда в дороге – в заботах, в поиске, в тревоге – и никогда покоя нет. И сто вопросов на пороге, и нужно верный дать ответ. Он сам себя всех строже судит, он весь земной, но рвется ввысь. Не счесть, пожалуй, сколько судеб с его судьбой переплелись» – строки из этого стихотворения для Ольги Моревой, учителя начальных классов МАОУ «Средняя школа № 3» города Кстово, стали жизненным кредо уже больше 20 лет назад. Именно тогда она окончательно и бесповоротно решила связать свою судьбу со школой и воспитанием детей. С тех пор День учителя для Ольги Николаевны – главный праздник в календаре.
– Ольга Николаевна, почему именно учитель? Что привело Вас в эту профессию?
– На самом деле, мои мысли о будущем начались с моего учителя начальных классов Елизаветы Владимировны Шеффер. Конечно, тогда, в младших классах, я еще не думала о том, кем я стану. Мне просто очень хотелось быть похожей на Елизавету Владимировну. Быть такой же доброй, мягкой, красивой, с чувством юмора, все знать, уметь ответить на любой вопрос. Я подражала ее почерку, манере двигаться, говорить. И если кому-нибудь из моих учеников я буду так же нравиться, я буду счастлива. Кроме того, у меня бабушка – заслуженный учитель Казахстана. Она филолог. Думаю, это тоже сыграло свою роль в моем выборе. Я считаю, что я счастливый человек, потому что я занимаюсь любимым делом, делом, которое мне по душе. И в выборе профессии я не ошиблась.
– Как по-Вашему, кто такой учитель? И какой учитель Вы?
– Спасибо, что сказали «учитель». Мне это определение ближе. Я не очень люблю слово педагог. Во все времена эта профессия остается одной из самых важных и нужных. Выбрав ее, человек связывает свою жизнь с детьми. Он не только учит учиться, но и помогает найти себя в этом сложном мире. Формирует характер, личность. Без учителя нельзя стать хорошим врачом, летчиком, пожарным. Все начинается с учителя. А учитель начальных классов – это еще ответственнее. Первый учитель – это человек, с которым в жизнь маленького ребенка и его семьи входит школа. Родители доверяют мне, учителю начальных классов, самое ценное, что у них есть – своего ребенка. И от меня во многом зависит, как сложится школьная жизнь ученика. Не зря говорят, первый учитель – это вторая мама. Для меня это одновременно и гордость, и огромная ответственность. Какой я учитель? Тут я не могу ответить однозначно. Работа с детьми – это всегда индивидуальный подход. С кем-то нужно построже, с кем-то, наоборот, работают только ласка и мягкость. Кому-то надо повторить несколько раз, чтобы ребенок понял и воспринял информацию, а кто-то схватывает на полуслове. Все дети разные и по-разному всё воспринимают. У учителя начальных классов всегда сложный выбор между строгостью и мягкостью. С начинающими школьниками нельзя устанавливать жесткие рамки, но допускать вседозволенность тоже не стоит. Я думаю, должна быть золотая середина. Вот ее я и стараюсь придерживаться.
– В чем секрет успешного учителя?
– На мой взгляд, самое важное в профессии учителя – это доверие. Дети будут тебя слушать, слышать и слушаться, если есть к тебе доверие. А доверие можно заслужить только любовью и вниманием. Все должно начинаться с любви. Невозможно хорошо делать то, что не любишь, невозможно никого увлечь тем, чем не горит твое сердце. Успешный учитель – это только тот человек, который безоглядно влюблен в свою профессию и который безусловно любит детей.
– Что самое сложное в Вашей работе?
– Я бы сказала, что в наше время в школе вообще работать трудно, но очень интересно. Приходится не только учить других, но и постоянно учиться самому. Сегодня в школе на уроках используются новые информационные технологии, компьютерные программы, интерактивные устройства. Со временем надо идти в ногу, поэтому я постоянно изучаю новые программы, методики, технологии. Честно сказать, у меня не очень получается «дружить» с современными гаджетами, и тут мне на помощь приходят мои ученики. Да-да, и они меня многому учат.
– Никогда не хотелось поменять профессию? Уйти из школы?
– Вы знаете – никогда! Я каждый день жду новой встречи со своими малышами. Каждый наш новый день начинается с разговоров. Они настолько искренние. Делятся своими переживаниями, заботами, радостями, секретами. Я каждый день вижу, как растут и развиваются мои ученики, а вместе с ними расту и совершенствую свои умения и я. Очень сложно, конечно, расставаться по окончании начальной школы с ребятишками. За четыре года привыкаешь к ним настолько, что со страхом ждешь этого момента, когда они уйдут от меня к другим учителям. Но я себя успокаиваю лишь тем, что все равно они останутся под моим присмотром. Они здесь, в стенах школы, просто немного повзрослели. И я всегда могу им помочь. А еще, конечно, мне спокойно провожать своих воспитанников в средние классы, потому что у нас очень хороший и профессиональный педагогический коллектив. Я уверена и спокойна за наших ребят. К кому бы они ни попали, я знаю, что они – в надежных руках. Наша школа – это вообще особый мир, в котором каждый день не похож на другой. Здесь жизнь бьет ключом. Школьные будни сосредоточены не только на уроках, они наполнены множеством ярких событий: концертами, фестивалями, праздниками, конкурсами, олимпиадами. И это я говорю не только как учитель, который работает в этой школе, но и как родитель, у которого в этой школе выросли двое сыновей. Я очень благодарна всем учителям нашей школы и ее руководству за то, что помогли моим детям встать на жизненный путь, получить хорошие знания, выбрать профессию.
– Вся Ваша жизнь связана со школой. А есть ли у учителя свободное от школы время?
– Да, у учителя с этим проблема. Свободного времени очень мало. Лично я работаю в две смены. Я прихожу к восьми утра и ухожу с работы после шести вечера. А дома ждет проверка тетрадей и подготовка к завтрашним урокам. Но в выходные за мной – разные вкусности: пеку для своих мужчин пироги, булочки и другие лакомства. Бывает, вырвемся в мини-путешествие. Любим ездить по городам, по нашим достопримечательностям и живописным местам. У нас очень интересные, колоритные места, с уникальными обычаями, традициями. Очень увлекательно путешествовать по стране. Еще люблю читать книги, связанные с историей, особенно с историей нашей Нижегородской земли. Недавно еще раз прочла роман Мельникова-Печерского «В лесах», который описывает быт и обычаи нижегородских купцов-старообрядцев. Теперь возьмусь за вторую его книгу, «На горах».
– О чем мечтает учитель? О чем мечтаете Вы?
– Лично я как учитель мечтаю о том, чтобы всем моим деткам повезло в жизни. Возможно, звучит пафосно, но это так. Хочу, чтобы каждый из моих учеников стал хорошим человеком. И обязательно был счастлив. Неважно, будет ли взлетная карьера, большая зарплата, лишь бы каждый был счастливым. Вот о чем мечтает учитель.
Елена Господчикова
Фото автора и Натальи Мещаниновой