Встреча для вас Кстовчане Культура

Как из дерева получается сказка

Корреспондент «Маяка» побывал в мастерской резчика по дереву Михаила Аркадьевича Шуварина

Резьба по дереву с давних  времен была широко распространена  в наших краях. Овладев этим видом искусства,  можно создавать на доске целые миры, наполненные смыслами, чувствами и красками. В этом убежден Михаил Аркадьевич Шуварин, который вот уже много лет занимается резьбой по дереву. Чтобы узнать, как на безликой доске рождаются   выразительные образы, мы на этой неделе отправились в гости к мастеру.

Яркие работы  жителя поселка Волжского Михаила Аркадьевича Шуварина на сказочные темы регулярно занимают призовые места  на различных конкурсах. В конце прошлого года наш земляк взял Гран-при на проходившем в Нижнем Новгороде межрегиональном фестивале «Тайны дерева» в номинации «Резьба по дереву (плоскостная и объемная)», в  которой он представил вниманию жюри  серию резных панно, посвященных глубинному смыслу русских сказок и в частности их любимому герою Иванушке. По сюжету триптиха Иванушка проходит через сложные испытания и достигает триумфа, возносясь над мирской суетой.  Изображенные на доске образы — что самого бесхитростного Ивана, что других персонажей (хитрой бабы-яги, глупого царя), настолько выразительны, что  все происходящее на панно понятно без слов. Глядишь на такую красоту и не веришь, что еще 18 лет назад Михаил Аркадьевич только начинал постигать искусство резьбы.

Дерево ошибок не прощает

«Мои предки были старообрядцами. А у  них была жива традиция нижегородской глухой резьбы. Еще мой дед вырезал на доске красивейшие узоры, вот и я спустя многие годы решил освоить  это  древнее и самобытное  ремесло», — рассказывает наш собеседник.

Постигать премудрости резьбы Михаил Аркадьевич отправился в Семёнов. Здесь местные мастера ему сразу же дали понять, что резьба — дело очень тонкое. «Кроме того, оказалось, что приобретенные мной накануне в магазине инструменты для  резьбы никуда не годятся.  Мне объяснили, что качественные резные произведения создают инструментами, сделанными по индивидуальному заказу», — вспоминает мастер.

В ножах и стамесках, разновидностей которых немало, важен каждый нюанс: качество стали, геометрия лезвия, особенности заточки и так далее. Только из-под правильно   сделанных  инструментов выходят стройные композиции, а иначе не избежать досадных дефектов, которые способны загубить всю работу.  «Дерево ошибок не прощает. Чуть что   срезал не так — и это уже не исправить», — говорит Михаил Аркадьевич.

Чтобы заполучить качественный арсенал для резьбы, Михаил Аркадьевич обратился  к местному семеновскому кузнецу Басову, который и выковал будущему резчику весь необходимый инструмент. Теперь наш собеседник начал делать   первые шаги в резьбе.  Одной из ранних его  работ была так называемая «Азбука», где на доске друг за другом вырезаны простейшие узоры, характерные для нижегородской глухой резьбы: «змейка», «витейка» «куличики» и другие. «Пока не научишься вырезать это, за серьезную работу браться не стоит», — поучительно говорит наш собеседник.

В начале — идея

Постепенно овладев приемами резьбы, Михаил Аркадьевич принялся творить. Из-под его рук за долгие годы вышло множество работ: резная кухонная утварь, милые статуэтки. В последнее же время мастер  увлекается созданием панно на сказочные и не только темы,  в тонкости работы над которыми он нас вкратце посвятил.

«Поначалу в голове должна вызреть композиция,  — рассказывает резчик. — На этом этапе нужно очень четко  разобраться с ее центральным элементом, которому подчинены все прочие детали».

Сформированную в голове картинку  Михаил Аркадьевич наносит  карандашом на бумагу, а затем прорисовывает  на доске.  Далее   стамеской    выделяет основные контуры композиции. Затем ножом-косяком    вырезает основные детали. После  с помощью стамески  резчик придает  вырезанным элементам объем. Потом наступает очередь мелких деталей. Их, как и крупные, Михаил Аркадьевич  вырезает ножом.  Дальше с помощью   стамески — клюкарзы создает фоновые элементы. И вот наступает финальная стадия  — выравнивание. Под занавес работы  мастер с помощью стамески и шкурки убирает  неровности и шероховатости.    На создание панно  у Михаила Аркадьевича уходит от суток до… полугода. Так,  на рождение победившего на конкурсе панно-триптиха ушло полтора года.

Выбор же материала для композиции и применение дополнительных к резьбе техник зависят от творческого замысла автора. Например, по задумке мастера   лицо Иванушки должно быть  подчеркнуто светлым и бесхитростным на общем фоне. Поэтому в качестве материала для данной работы Михаил Аркадьевич выбрал липу, обладающую соответствующим цветом. По этой же причине липа была взята и для другого сказочного панно —  про гусей-лебедей. Именно они предстают в композиции лучом света в темном царстве. «Гуси-лебеди на самом деле являются в русской культуре светлым символом, который не всегда правильно понимают», — говорит наш собеседник.

Чтобы это подчеркнуть, наш художник применил технику тонирования — кистью  нанес на общий фон слой темной акварельной краски. Так гуси-лебеди стали выглядеть почти белоснежно. А вот другое панно, изображающее Емелю, поймавшего щуку. Его мастер тоже вырезал из липы, после чего  нанес слой воска. Это придало композиции теплый рыжеватый оттенок. Так автор, по его словам, стремился передать ощущение сбывшейся мечты. Для панно с русалкой Михаил Аркадьевич выбрал сосну, которая создает ощущение объема. Это было нужно, чтобы подчеркнуть женские формы барышни с рыбьим хвостом.  А вот композиция, изображающая спящего до поры до времени русского мужика. Для нее в качестве материала была выбрана осина, дающая эффект металлического блеска. Так автор подчеркнул таящийся в русских людях нереализованный потенциал.

Символизм в произведениях нашего собеседника не случаен, ведь в древних традициях нижегородской глухой резьбы каждый элемент имеет свой глубокий смысл.

Михаил Аркадьевич мечтает о том, чтобы однажды   этот вид искусства снова стал популярным. В Доме культуры поселка Волжского он долгое время вел кружок, где обучал   резьбе  по дереву местных ребятишек. Его ученики регулярно занимали призовые места на различных конкурсах. Среди своих учеников он надеется увидеть своих продолжателей.  «Нижегородская резьба — важная часть русской культуры, которую мы не должны забывать», — не перестает подчеркивать мастер.


Алексей СКОТНИКОВ

Фото Александра АРХИРЕЕВА

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *