О творческом пути композитора Геннадия Николаевича Кузнецова
9 июня исполняется 75 лет Геннадию Николаевичу Кузнецову — заслуженному работнику культуры Российской Федерации, почетному гражданину Кстовского района, автору музыки гимна района и других произведений, руководителю мужского вокального коллектива «Орфей». О жизненном и творческом пути Геннадия Николаевича, источнике вдохновения, а также о том, что он ищет в стихах, на которые пишет музыку, в беседе с корреспондентом «Маяка».
— Геннадий Николаевич, когда у Вас проявился музыкальный талант?
— Склонность к музыке и тяга к сочинению композиций обнаружились у меня в подростковом возрасте. Началось все с того, что лет в 12–13 я взял в руки баян, на котором играл мой старший брат, и начал его самостоятельно осваивать. Так я увлекся и лет в 15 пошел учиться в кстовскую музыкальную школу, чтобы овладеть полюбившимся инструментом более серьезно. Во время учебы я начал сочинять свои первые мелодии и однажды понял, что в музыке — моя судьба.
— Как известно, мало просто быть талантливым, важно развить свои способности. Расскажите об учителях, которые помогли раскрыть Ваш дар. Как начинался Ваш творческий путь?
— Николай Иванович Жидких был первым моим учителем в кстовской музыкальной школе. Он научил меня основам, на которых стоят игра музыканта и творчество композитора, — от умения держать инструмент до первых навыков импровизации с нотами. Именно Николай Иванович помог мне найти призвание. Вдохновленный им на творчество, я написал первые музыкальные композиции. Помню, что это были несложные танцевальные мелодии. Решив благодаря своему первому наставнику посвятить жизнь музыке, я поступил в музыкальное училище в Дзержинске. Здесь мне очень повезло попасть в руки Николая Сергеевича Козлова — опытного и талантливого преподавателя. Благодаря его методике я познал широту возможностей баяна и научился играть, а затем и сочинять сложные композиции: пьесы, этюды и другие.
После второго курса я решил временно оставить учебу, чтобы посвятить себя практике. Важной ступенью на этом пути стала работа аккомпаниатором танцевального коллектива кстовского «Нефтяника». Его руководителя Анатолия Васильевича Великанова также считаю одним из моих учителей. Под его наставничеством я научился чувствовать тех, для кого сочиняю и играю, а главное, понял важную истину: музыканты и композиторы не должны замыкаться в своем мире. Если ты хочешь своей музыкой что-то донести до людей, умей слышать ее со стороны.
Далее была армия. В годы службы я написал марш для духового оркестра своей части, а также возглавил ее хор, что дало мне первый опыт руководства творческим коллективом. Демобилизовался я уже зрелой творческой единицей, готовой творить, и оставленное музыкальное училище решил окончить.
— Ваше творчество неразрывно связано с Кстовской землей. Расскажите, пожалуйста, что здесь Вас вдохновляет на создание произведений?
— Кстовские края, куда я приехал после окончания семилетки, полюбились мне сразу. А то, что любишь, на мой взгляд, не может не вдохновлять на творчество. Милые и уютные улочки нашего города, высокий живописный берег Волги, зеленые леса и широкие поля, интересные и достойные люди — все это имеет свое прекрасное музыкальное звучание, которое нужно просто суметь уловить и записать в нотах.
— Вам довелось поработать в тесном союзе со многими кстовскими поэтами и певцами. Расскажите о Ваших творческих спутниках? Как выбираете стихи, которым суждено лечь на Ваши ноты и исполнителей для будущей песни?
— Первым кстовским поэтом, на стихи которого я написал музыку, была Ольга Чайка. Музыка к ее «Песне о Кстове» была, пожалуй, одной из моих главных работ. Слова песни мне сразу приглянулись тем, что в них есть смысл, душа, и тем, что они проникнуты искренней любовью к нашему городу. К тому же, эти стихи сами по себе очень музыкальны. Далеко не каждому поэту дано подбирать такие слова, чтобы они так и рвались лечь на ноты и быть спетыми. Ольга, конечно же, этим даром обладала. Также смысл, душу и певучесть я нашел в творчестве Юрия Александровича Пятанова, Нины Владимировны Данилиной, Сергея Метнёва, Олега Рябова и Евгения Трофимова, посвященному нашей земле, а также в стихах о любви Маргариты Шуваловой, на которые я написал несколько романсов. На искренние слова этих поэтов, считаю, у меня получилась столь же искренняя музыка. Что же касается подбора вокалиста для той или иной композиции, здесь я обращаю внимание в первую очередь на тембр голоса (он должен органично сочетаться как с музыкой, так и со словами), ну и, конечно же, на то, насколько певец чувствует песню. Так, в частности, у нас прекрасно получилось сработаться, а вернее, спеться с такими кстовскими исполнителями, как Александр Царёв, Вадим Сальков и Александр Зайцев. Также отмечу Светлану Чумакову, которая очень талантливо в новой версии исполняет нашу с Ольгой Чайкой «Песню о Кстове».
— Расскажите, как создавался гимн Кстовского района? На что Вы опирались, когда придавали нашей земле музыкальное оформление?
— Когда я взялся за написание музыки гимна, то опирался в первую очередь на свою любовь к ставшей мне с юных лет родной Кстовской земле. Это придало мне творческих сил. Мелодия была написана быстро и получилась очень теплой и лиричной. Но это было лишь полдела. Подобрать к ней подходящие стихи оказалось непросто. В итоге за работу над ними взялась целая плеяда кстовских поэтов. Основу текста написал Григорий Макаров, далее стихи дорабатывали Алёна Калинина, Маргарита Шувалова и Наталья Стручкова. В совместной творческой работе мы долго бились над тем, чтобы в конечном счете получились легкие и красивые слова, способные лечь на написанную мной мелодию. Даже мне пришлось приложить к тексту свою руку. Если какие-то слова не ложились на ноты, я их заменял другими. В итоге получилось, как я считаю, очень органичное произведение, в котором виден вклад каждого его создателя.
— Вы смогли реализоваться не только как композитор, но и как руководитель вокальных ансамблей. Поделитесь секретом, как Вам удается складывать разные голоса в гармоничное сочетание? Сложно ли было Вам «спеться» с участниками коллектива?
— Чтобы пение ансамбля было гармоничным, важно соблюсти два условия. Первое — подобрать вокалистов с сочетаемыми тембрами голосов. Бывает так, что у певца просто великолепный вокал, но если он не входит в гармонию с остальными, то станет инородным телом в ансамбле и собьет все его звучание. Второе условие — никаких «звезд». Даже если человек в ансамбле солист, он должен понимать, что является частью единого целого и делает общее дело. Если кто-то ставит себя выше остального коллектива, это отражается и на его пении. Оно становится все тем же инородным телом в общем звучании. Этих принципов я держался и когда много лет руководил вокальным ансамблем «Кстовчанка», держусь их и сейчас, руководя мужским коллективом «Орфей». Работа с участниками обоих коллективов у меня всегда шла дружно и слаженно. Именно с этим я в частности связываю победы «Орфея» на престижном областном конкурсе «На Волге широкой…» в 2014 и 2019 годах, а также достижение высоких результатов другими коллективами, в которых я работал.
— Скоро Вам исполняется 75 лет. Много ли это для композитора? Готовы ли Вы и далее творить?
— С одной стороны, считаю, что 75 лет — серьезный возраст для композитора. Ведь к этому времени накапливается колоссальный опыт и огромный творческий багаж. Однако по себе скажу, что подводить итоги в таком возрасте еще рано. Во мне пока достаточно творческой энергии. Надеюсь, что напишу еще не одну композицию и знаю, что во всех моих начинаниях меня поддержат мои родные и близкие и особенно супруга — Вера Васильевна, которая является моей музой, а также первым слушателем и критиком моих произведений.
— Желаем Вам дальнейших успехов в жизни и в музыке!
Беседовал Алексей СКОТНИКОВ
Фото Александра АРХИРЕЕВА