В преддверии Дня любви к теплым носкам корреспондент «Маяка» встретилась с опытной вязальщицей Тамарой Ивановной Пушкарской, чтобы побольше узнать о ее уютном хобби
На уходящей неделе в Кстове прошел первый снег, и душа запросила чего-то теплого, надежного и уютного. Наверное, неслучайно 24 октября, предваряя грядущие морозы, отмечается необычный праздник — День любви к теплым носкам. В преддверии этой даты я отправилась в совет ветеранов Кстовского района, при котором уже пять лет существует клуб «Рукодельницы», и пообщалась с его активной участницей — почетным гражданином Кстовского района, председателем ветеранской организации районной администрации, членом Общественной палаты Кстовского района Тамарой Ивановной Пушкарской, которая вяжет и носки, и следки, и пончо, и даже игрушки.
Мороз велик — вязать велит
Вязать Тамара Ивановна Пушкарская начала с детства, что для уроженки Оренбургской области, где еще в XVIII веке зародился пуховязальный промысел, вовсе не редкость. «Приходя из школы, многие девчонки, выучив уроки, помогали взрослым вязать пуховые платки. Этим в основном и жили после войны, да еще огородом, — рассказывает рукодельница. — А чтобы связать платок, нужно было выбрать из купленного козьего пуха волос, вычесать его ческой и спрясть на прялке или веретене. Все это я умею, потому что зачастую делала всю подготовительную работу, а платки вязала мама. Бывало и так, что один платок мы вязали вдвоем: мама — середину, а я — зубцы каймы, чтобы потом соединить их».
Маму Тамары Ивановны Анастасию Венедиктовну, которая перебралась в Кстово вслед за дочерью, до сих пор вспоминают у нас в городе как неутомимую вязальщицу и нахваливают ажурные «паутинки» ее работы, тонкие, невесомые, но так согревающие по осени и зиме. А в кстовском историко-краеведческом музее, как рассказывает моя собеседница, хранятся две переданные ею в дар прялки.
Вязание прочно вошло в жизнь Тамары Ивановны: созданная своими руками одежда зачастую была необходимостью, поскольку ассортимент магазинов не отличался многообразием, особенно если речь шла о детских вещах. «Вязала и сыну, и мужу. Первое, что связала для себя, было платье цвета какао. Шерсть для него я привезла из ГДР и когда пришла в новом платье на работу, коллеги решили, что оно куплено в Германии. С неделю я их не разубеждала, а после призналась: «Связала сама». И услышала: «Не может быть!» — вспоминает Тамара Ивановна.
Позднее моя собеседница вернулась к тому, с чего когда-то начала, — к платкам, только уже не пуховым, а из ангоры с добавлением акриловой пряжи. На один платок, наизусть знает мастерица, уходит два с половиной мотка пряжи, а в каждом мотке ее по 550 метров — нетрудно подсчитать, сколько километров теплоты уже создала своими руками Тамара Ивановна, которая связала не менее 200 таких платков. «Довела счет до этой цифры, а после устала записывать, — улыбается кстовчанка. — Дарю платки членам ветеранской организации к юбилеям и по другим поводам. Раздарила и связанные мною пончо. Люблю вязать и люблю дарить подарки, сделанные своими руками».
Нужны носки всем взрослым и всем детям
И конечно, не единожды Тамара Ивановна вязала, пожалуй, один из самых востребованных предметов гардероба — носки. «Шерстяные носки, без затей, главное, чтобы теплые, с запасом навязала для сына. Да и у самой они есть, зимой-то холодно, — говорит моя собеседница. — А сейчас чаще вяжу следки, посмотрите, какие красивые вот эти красно-белые, с бусинками. Связала такие для старшей внучки. В поисках новых идей увидела фото еще одних — очень оригинальные, обязательно свяжу и их! Носки и следки вяжу на спицах, а вот все остальное — крючком».
Несмотря на кажущуюся монотонность, вязание — занятие, требующее сосредоточенности. «Нужно постоянно считать, контролируя себя: «Три ряда провязала — прибавка, три ряда провязала — прибавка». Собьешься — рисунок будет косым. Впрочем, есть исключения. Так, платки и следочки я могу вязать по памяти даже под телевизор, потому что, глядя на них, без подсчетов вижу, где нужно прибавить петель, а где — убавить», — рассказывает Тамара Ивановна.
Наглядным подтверждением необходимости с первых дней жизни человека держать ноги в тепле служат и пинетки, которые традиционно вяжут для будущих малышей их мамы или бабушки. Члены кружка «Рукодельницы» (в том числе и Тамара Ивановна) под руководством Елены Вениаминовны Кульпяковой тоже с любовью связали и сшили пинеточки для юных кстовчан — тройняшек, которые в нашем городе в последние годы появляются с завидной регулярностью, и тысячного ребенка, рожденного в году.
Без дела не скучают: шьют, вяжут, вышивают
Сама Елена Вениаминовна Кульпякова, как поведала нам Тамара Ивановна, вяжет замечательные игрушки и учит этому остальных рукодельниц: «Каждый год наш кружок вяжет игрушки в виде символа года наступающего, чтобы дарить их ветеранам, детям, руководству района и города. Начали мы, помнится, с петуха, а в преддверии 2020‑го, соответственно, делали мышек (только я связала их 114 штук!). В этом году из-за пандемии кружок с апреля не собирается, но любимым рукоделием, конечно, занимаемся. К грядущему году Быка я уже освоила несколько схем вязания этой игрушки и планирую попробовать новую».
О рукотворных шедеврах кстовских мастериц узнали и в других городах области. Члены кружка «Рукодельницы» представляли свои работы, выполненные в техниках вязания, шитья, вышивки и многих других, на выставках на Нижегородской ярмарке и в Лукоянове, за что были удостоены благодарственных писем.
…А вязаные игрушки в виде животных, фруктов и овощей Тамара Ивановна дарит и своей младшей внучке. Восьмилетняя Злата уже начала приобщаться к любимому бабушкиному занятию. «Пока ничего еще толком не получается, но Злате нравится находиться среди рукодельниц, есть интерес к вязанию», — говорит наша героиня. А ее старшая внучка Арина всего за один вечер связала для сестренки шарф. Когда-то с малого начинала и Тамара Ивановна, которая сегодня точно знает, что, однажды увлекшись вязанием, остановиться уже невозможно.
Факты о вязаных носках
САМЫЕ ДРЕВНИЕ
Самые древние из дошедших до нашего времени предметов, которые можно идентифицировать как вязаные носки, были найдены при раскопках в Египте в начале XIX столетия и относятся, предположительно, к IV веку до н. э. В 1913–1914 годах также в Египте были обнаружены детские носочки (с длиной ступни около 14 сантиметров). Они датируются примерно IV–V веком до н. э.
Самый древний русский вязаный носок был найден на раскопках под городом (ныне поселком городского типа) Пронском, что в Рязанской области, и датируется XI–XII веком. Археологи обнаружили носок вместе с надетым на него башмаком (обувь сохранилась плохо). Интересно, что носок был явно выше самого башмака и снимался, скорее всего, вместе с ним.РУССКАЯ СТОЛИЦА ВЯЗАНИЯ
Этот негласный статус закрепился за небольшим городком Рассказово в Тамбовской области. Вязание носков и варежек здесь исторически сложившееся ремесло, причем главной причиной его расцвета, как пишет местный краевед Андрей Литовский, стала Первая мировая война. Теплые шерстяные вещи в большом количестве потребовались тогда русской армии, а вскоре и первым беженцам, устремившимся на Тамбовщину.
Особенность рассказовских носков в том, что для их создания используются три разных способа вязки: для резинки, основной части и пятки (которая для большей прочности вывязывается в два или три ряда). Это позволяет в случае изнашивания одной из частей носка надвязать ее, сохранив при этом прежнюю основу.ПЯТИМЕТРОВЫЙ НОСОК
Его для Книги рекордов Гиннесса связала рижанка Марина Вороновская. Носок-рекордсмен имеет длину пять метров и вес около 15 кг. Чтобы связать только один ряд, рукодельнице требовалось 25–30 минут, а на изготовление всего носка ушло 2,5 месяца.
По материалам открытых источников
Вероника ЦЫМБАЛОВА
Фото Александра АРХИРЕЕВА