Кстовчане

Беседа с хранителями древних русских традиций — представителями Русской православной старообрядческой церкви

28 июля исполнилось 1030 лет со дня Крещения Руси. Конечно, дата эта условна, ибо летописи не дают однозначного ответа на вопрос о том, когда же произошло это великое событие. Согласно «Повести временных лет», крещение Руси состоялось в 6496 году от сотворения мира, то есть приблизительно в 988 году от Рождества Христова. Этот год и принято считать годом рождения Руси христианской. День же крещения православные отмечают в День памяти Святого Равноапостольного князя Владимира Святославовича. Об истории этого праздника и об истории российского православия мы побеседовали с хранителями и продолжателями древних русских традиций, представителями Русской православной старообрядческой церкви настоятелем храма во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы (с. Безводное) иереем Алексием Антюшиным и председателем церковного совета храма Николаем Николаевичем Корюкиным.

Известно, что история старообрядчества начинается с середины XVII века, с момента введения реформ патриарха Никона. Именно тогда некогда единая русская православная церковь раскололась на тех, кто последовал за Никоном, и тех, кто остался верен старым традициям, которых и стали называть старообрядцами. Многие понимают: именно старообрядцы максимально сохранили ту веру, которую приняла Русь в Х веке, кода киевский князь Владимир вместе с духовенством, присланным Константинопольским Патриархом Николаем II Хрисовергом, крестило киевских людей в водах Днепра и Почайны. И именно благодаря старообрядцам сохранились традиции духовности, культуры и быта, а также церковные догматы, по которым жили наши предки.

С отцом Алексием и Николаем Николаевичем Корюкиным мы беседуем в безводнинском Храме во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Здесь особая атмосфера, располагающая к теплой задушевной беседе. Да и где же еще говорить об истории, как не в месте, получившем статус памятника истории и культуры Нижегородской области.

— 28 июля православные праздновали День крещения Руси. Как отметили этот праздник старообрядцы, в ч астности прихожане вашего храма

Отец Алексий: «Никаких пышных торжеств у нас не было. Был молебен в честь святого равноапостольного князя Владимира, вот, собственно, и все. Мы не приверженцы громких гуляний и пафоса. Хотя, конечно, день этот — в сердце каждого православного. Мы чтим князя Владимира, верны тем традициям, которые он в свое время заложил, и этого довольно».

Н. Н. Корюкин: «Корни того, почему старообрядцы не любят громко отмечать памятные даты, стоит искать, я думаю, в истории. Более трехсот лет старообрядцы были гонимы. Они вынуждены были скрываться и вести себя тихо и незаметно. Отсюда и наша осторожность к пышным торжествам».

— Принятие Русью православия, безусловно, важная веха в истории. И в духовной, и в политической жизни Руси произошел крутой перелом, изменивший судьбы многих людей…

Отец Алексий: «Это был огромный прорыв. Князь Владимир был сильным правителем, наделенным недюжинным умом и потрясающей интуицией. Но не только личность князя сыграла роль в принятии Русью православия. Сам Господь выбрал Русь вотчиной своей, ведь как показала дальнейшая история, именно Русь впоследствии стала оплотом и хранителем православия, в то время как даже в Византии православная вера претерпела множество существенных изменений и нарушений догматов.

Если говорить об истории, то согласно некоторым источникам, крещение сам князь принял в крепости Херсонес (Корсунь). Там до сих пор сохранилась святая купель, куда погружали Владимира во время крещения».

Н. Н. Корюкин: «Кстати, мы по сей день проводим святое крещение путем троекратного полного погружения, завещанного нам апостолами и предками нашими. Полное погружение в воду есть всецелая отдача себя Христу. Это то, от чего нельзя отступать».

Отец Алексий: «Это свято для нас, равно как и двуперстное крестное знамение. Ибо это не просто какое-то культовое действие. В двуперстном знамении заключен огромный смысл. Указательный и средний персты символизируют две природы Господа нашего Иисуса Христа — божественную и человеческую. При этом средний перст слегка преклонен, как и человеческая природа преклоняется пред божественной. Персты большой, безымянный и мизинец соединены вместе в знак того, что мы исповедуем Единое Божество в трех лицах — Отца, Сына и Духа Святого».

— Вплоть до семнадцатого века русская православная церковь была единой. Многих святых почитают и в старой и в новой вере, множеству святынь поклоняются все православные…

Н. Н. Корюкин: «Безусловно, это так. Мы чтим святую Ольгу, святого Владимира, святого Дмитрия Донского, святого Александра Невского… Мы чтим святые места, такие как Киево-Печерская Лавра или Макарьевский монастырь. Нет, мы не молимся там, но приехать, чтобы поклониться святым мощам — это важно для нас».

Отец Алексий: «Считаю, что раскол, произошедший в результате реформ патриарха Никона и царя Алексея Михайловича, — это огромная беда для русского православия. Но, к сожалению, историю вспять не повернуть. Слава Богу, что сегодня мы имеем возможность поклоняться святыням, да, да, нашим общим святыням, не изменяя вере своей и церковным догматам, завещанным нам предками нашими. Слава Богу, что можем мы строить храмы свои и совершать богослужения, не боясь гонений и преследований. А большего нам и не нужно».

— Кстати о храме. За последние пять лет Храм в Безводном преобразился. Я помню то ветхое, аварийное здание, которое досталось вам.

Н. Н. Корюкин: «С Божьей помощью нам действительно удалось многое сделать. У нашего храма удивительная история. Он был построен в конце девятнадцатого века на деньги купца Курбатова. Но поскольку в те времена старообрядцам запрещалось строить храмы, строилась церковь под видом проволочной фабрики. На деле же здесь была устроена двухсветная церковь с алтарем. Стоит отметить, что в Нижегородской области, и в частности в Безводном, в те времена старообрядческие общины были многочисленны и сильны. В 1932 году храм был закрыт и перестоен под склад. Впоследствии в здании храма располагался дом культуры. Новая же история храма ведется с 2009 года, когда мы начали его восстановление. 6 сентября 2009 года был отслужен первый молебен с водоосвящением и крестным ходом вокруг храма. С 31 декабря 2009 года на 1 января 2010 года была совершена первая литургия после восьмидесятилетнего запустения. Храм, за годы советской власти претерпевший осквернение и поругание, силами общины восстановлен и 8 июня 2011 года освящен во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Чин освящения совершил Преосвященнейший митрополит Корнилий Московский и всея Руси. И с тех пор наша община в Безводном растет и развивается».

— Спасибо за интересную беседу.

Отец Алексий: «Вам спаси Христос и Храни Вас Господь».


Елена СЕМИЧЕВА

Фото Александра АРХИРЕЕВА

2 комментариев к “Беседа с хранителями древних русских традиций — представителями Русской православной старообрядческой церкви

  1. Наконец-то вспомнили про старообрядцев! Про православных иногда хоть пишите, а старообрядцев словно не существует. Хотя в Кстовском районе не мало людей, сохранивших истинную веру. Спасибо

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *